Почему грудничок высовывает язык - Детские игрушки
Detkin-dom.ru

Детские игрушки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему грудничок высовывает язык

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У НОВОРОЖДЕННОГО

Даже при тщательном уходе на нежной коже ребенка могут возникнуть опрелости — пеленочный дерматит. Проявляется он покраснением и отечностью кожи в местах ее соприкосновения с мочой, калом, иногда — с грубыми пеленками. Обычно опрелости возникают в области ягодиц, в подмышечных, паховых и подколенных складках. При усугублении этого процесса на коже могут появиться трещинки, шелушения и мокнущие пузырьки. Такие повреждения создают благоприятные условия для развития опасных для здоровья малыша грибковых и бактериальных инфекций.

— соблюдайте правильный температурный режим, не перегревайте ребенка (оптимальная температура +22);
— ежедневно купайте (при отсутствии противопоказаний);
— увлажняйте кожу ребенка при возникновении сухости;
— обрабатывайте естественные складки кожи;
— устраивайте малышу воздушные ванны при каждом переодевании;

Если опрелости все же возникли:

1.Тщательнее проводите гигиенические процедуры:
— максимально ограничивайте контакт кожи ребенка с мокрыми и испачканными пеленками или подгузниками
— меняйте их до 12 раз в день.
2. Готовьте ванны для малыша с отварами лекарственных трав (ромашка, череда, кора дуба).
3. Применяйте лечебные косметические средства (мази, кремы, лосьоны).

ГИГИЕНА ПОЛОСТИ НОСА

Слизистая оболочка носа выполняет важную функцию — защищает организм от микробов, аллергенов, пыли, табачного дыма и т.д. Она удерживает эти негативные агенты в своем вязком слое, предотвращая их проникновение внутрь.

Важно помнить, что только при достаточном увлажнении слизистой носа нормальная работа ее защитных механизмов.

Если воздух в помещении становится сухим (при работе обогревателя), то снижается и увлажненность слизистой носа. В результате у малыша закладывает нос, затрудняется дыхание. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ему трудно сосать. У него повышается восприимчивость к вирусным инфекциям.

Есть несколько способов добиться того, чтобы ребенок как следует, дышал носом:

1. Повышайте влажность воздуха в помещении:
— положите на батарею влажное полотенце и поставьте в комнате емкость с водой;
— используйте увлажнитель воздуха;

2. Применяйте средства для увлажнения полости носа:
— у новорожденных — физ. раствор (9г NaCl на 1л очищенной воды);
— старше месячного возраста — морскую воду с микроэлементами, например, хьюмер,салин,аквамарис и пр..

Период от 2 недель до 3 месяцев жизни младенца — самый сложный для родителей за весь первый год. Вам нужно научиться понимать своего ребенка, определять, почему он плачет, и правильно действовать, помогая ему. 70% малышей в этом возрасте беспокоят кишечные колики, причем чаще встречаются они у мальчиков, у первенцев и у детей, чьи мамы тревожно и мнительно настроены.

Колики — это приступы раздраженности, возбуждения или плача у детей, длящиеся несколько часов и повторяющиеся не менее трех раз в неделю. Связаны они с болью в кишечнике, при избыточном газообразовании. Часто колики возникают во время кормления: ребенок неожиданно кричит, ведет себя беспокойно, поджимает ножки или дрыгает ими.

Причиной возникновения колик может быть:

— чувствительность к продуктам, съеденным матерью;
— спазмы кишечника;
— проглоченный во время кормления воздух;
— темперамент малыша.

— чаще выкладывайте малыша на живот;
— после кормления поднимите и подержите малыша вертикально, чтобы он избавился от воздуха, попавшего во время кормления;
— не начинайте кормить малыша, если заметили вздутие живота; сначала помогите ему избавиться от возникших газов.

Это можно сделать с помощью таких приемов:
— поносите ребенка на руках, прижав животом к своему телу;
— приложите к животу малыша теплую пеленку или сделайте ему теплую ванну;
— легкими движениями помассируйте живот ребенка ладонью по часовой стрелке.

Помогут и лекарственные средства:

— травяные чаи;
— гомеопатические капли;
— детские препараты на основе симетикона.

К числу самых распространенных нарушений функций кишечника у младенцев относятся запоры — ими страдают 10-25% детей первого года жизни.

Важно помнить, что стул новорожденного должен быть желтым, однородным, кашицеобразным, без примесей слизи или сгустков крови.

Частота стула у детей на грудном вскармливании 1-8 раз в сутки, на искусственном — до 4 раз в сутки. Если кишечник грудного ребенка опорожняется реже 1-2 раза в сутки и есть неприятные ощущения (беспокойство, вздутие живота, снижение аппетита), то это считается запором.Если ребёнок ходит в туалет 1 раз в 3 суток,находясь на грудном вскармливании,и это его не беспокоит,это может быть его нормой.

Причинами запоров могут быть:

— недостаточное употребление воды ребенком и/или матерью;
— несбалансированное питание ребенка и /или матери;
— дисбактериоз кишечника;
— несвоевременное или неправильное введение прикорма;
— перевод на искусственное вскармливание;
— заболевание ребенка (рахит, гипотиреоз и др.)

Методы лечения запоров у детей грудного возраста

1. Диета:
— достаточный по возрасту прием жидкости;
— своевременное введение прикорма с содержанием пищевых волокон (фруктовое, овощное пюре, соки);
— уменьшение потребления продуктов с крепящим действием (творог, рис, мучное, чай);
— коррекция диеты кормящей матери;
— включить в рацион кисломолочные продукты;
— уменьшите употребление животных жиров, заменив их растительными;
— употребляйте продукты, содержащие пищевые волокна,- овощи, фрукты, крупы, хлеб грубого помола.

2. Общеукрепляющие меры:
— массаж;
— физические упражнения;
— соблюдение режима дня.

3. Применение слабительных средств.
-Высокая температура

Первый сигнал о том, что ваш малыш заболел — это повышение температуры тела. Возникнуть оно может вследствие инфекционных заболеваний, перегрева, прививок, аллергических реакций, стрессов и других причин.

Оказание помощи при повышенной температуре:

— уложить ребенка в постель;
— давайте обильное теплое питье;
— снимите лишнюю одежду, оботрите тело ребенка теплой водой;
— при ознобе помогите малышу согреться (укрыть одеялом).
— проветривайте помещение, в котором находится ребенок.

Жаропонижающие средства следует применять при температуре выше 38,5 С, если ребенок старше 3 месяцев, и при температуре выше 38,0 С у детей до 3 месяцев. Если у вашего ребенка ранее случались судороги, имеются заболевания сердца или нервной системы, то жаропонижающие средства применяйте уже при температуре 38,0 С.

Наиболее безопасным жаропонижающим средством для детей во всем мире признан парацетамол и ибупрофен — они мягко снижают температуру и снимают боль.

Первые признаки аутизма

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Читать еще:  Глицин для грудничков: как давать для сна, дозировка и

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Почему грудничок высовывает язык

В последние годы количество детей с дефектами речи стало намного больше, чем 10 лет назад. Дефекты речи большинства детей заключается в том, что они картавят при произношении звуков, искажают их, заменяя труднопроизносимые звуки другими или же вовсе их пропуская. Например, вместо «корова» говорят «каова», вместо «рыба» «лыба».

Такие легкие виды дефекта речи называются дислацией, их можно исправить с помощью логопедических занятий. Более сложные дефекты речи, которые обусловлены поражением нервной системы и затруднением движения нижней челюсти, языка и губ исправить очень трудно.

В этих случаях ребенок высовывает язык между зубами при произношении свистящих и шипящих звуков, заменяя свистящие звуки звуком «ф». Например, вместо «машина» произносит «мафына», вместо «собака» — «фобака». Звук «р» произносится гортанно. Причины возникновения сложных дефектов речи разные, они могут быть результатом влияния таких негативных факторов, как инфекционные заболевания мамы во время беременности, гипоксия плода и травмы во время родов.

Могут развиться дефекты речи и как следствие перенесенных заболеваний ребенка после рождения, в результате чего наблюдается нарушения кровообращения и поражения нервных клеток. Неправильный прикус тоже может стать причиной того, что ребенок при произношении слов высовывает язык между зубами и сильно картавит. Горловое произношение буквы «р» может быть результатом подражания ребенка кому-то из родителей, которые сами неправильно произносят этот звук.

Современные мультфильмы, где главные герои картавые и шепелявые оказывают влияние на развитие дефектов речи у ребенка. Такие мультфильмы малышам до 5 лет не следует разрешать смотреть, чтобы избежать их неизбежного подражания при разговоре любимым героям из мультфильма.

Если ребенок сильно картавит, не умеет считать до десяти и читать, то поступить в первый класс гимназии или лицея он не сможет. Педагоги считают, что между неправильным произношением и неграмотностью есть прямая связь. Ребенок с дефектами речи обязательно будет писать с ошибками, следовательно, отставать в учебе. Поэтому очень важно уже до школы найти пути исправления дефектов речи у ребенка и подготовить его к поступлению в престижную школу.

Если родители уже в раннем возрасте обнаружат неправильное произношение звуков у ребенка и обратятся к логопеду, то дефекты речи обычно быстро и безвозвратно уходят. Дело в том, что мало кто из родителей маленьких детей понимает, что у ребенка есть дефект речи. Им кажется, что пока маленькие все дети картавят, а с возрастом это проходит.

Однако дефекты речи никогда сами по себе не проходят без регулярных логопедических занятий. Если ребенок к годовалому возрасту не говорит двенадцать слов, то родителям пора задуматься о возможных трудностях у малыша с произношением. Уже к возрасту 1,5 года малыш должен уметь говорить целые фразы, а ребенок старше двух лет должен разговаривать уже почти, как взрослый. Если в 2 года ребенок не говорит, то пора обратиться за помощью к логопеду.

Исправление дефекта речи у каждого ребенка логопед производит индивидуально. Если ребенок неправильно произносит только один звук, например, звук «р», то результат уже бывает виден через несколько занятий. А если дефекты речи связаны с отклонениями в развитии, то посещать занятия с логопедом надо будет в течение полгода. Успех зависит от регулярности занятий, настойчивости и усердия родителей и ребенка.

Очень часто дети произносят неправильно звуки из-за того, что уздечка у ребенка растягивается недостаточно, несмотря на то, что длина у нее не короткая, а сама уздечка не плотная. В этом случае надо самостоятельно в домашних условиях проводить с ребенком занятия для растягивания уздечка. Упражнения для растягивания уздечка надо подбирать вместе с логопедом.

Очень часто причиной того, что ребенок не желает четко выговаривать слова является то, что родители сами мало разговаривают с малышом, при разговоре с ним сюсюкают или же часто ругаются между собой, в результате чего у ребенка наблюдается торможение развития речи. Чтобы научить ребенка говорить четко и правильно, надо создать в доме благоприятную атмосферу, не кричать на малыша и избегать ссор между членами семьи в присутствии малыша.

Для правильного и своевременного развития речи у ребенка необходимо беседовать с ним во время прогулок и игр, заучивать стихи и читать ему книги. Если вы замечаете неправильное произношение отдельных звуков у ребенка, то не оставляйте это без внимания. Уже с маленьких лет вместе развивайте речь у ребенка, устраивайте игровые занятия на произношение звуков, которые трудно ему произнести. Можно петь с ребенком специальные песни, но только в порядке игры.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Другие болезни языка. Гипертрофия языка (K14.8)

Версия: Справочник заболеваний MedElement

Общая информация

Краткое описание

Гипертрофия языка (глоссоцеле, широкий язык) — увеличение размеров языка.

Читать еще:  Окраска волос при гв

Следует различать врожденное и приобретенное увеличение языка. Врожденное (макроглоссия) описывается в соответствующей подрубрике («Врожденная макроглоссия» — Q38.2). Термин «макроглоссия» применяется также по отношению к приобретенному увеличению языка.

Примечания

В данную подрубрику включены следующие клинические состояния:
— увеличение языка;
— широкий язык;
— глоссоцеле.
Все эти клинические состояния, как правило, являются осложнениями какой-либо патологии. Таким образом, код данной подрубрики должен использоваться как осложнение какого-либо основного заболевания либо как код сопутствующей патологии. Код может быть использован как код основного заболевания только в случае предварительного диагноза.

Из данной подрубрики исключены:
— «Другие болезни губ и слизистой оболочки полости рта» — K13

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

— Подключено 300 клиник из 4 стран

— 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN — 1 рабочее место в месяц

Автоматизация клиники: быстро и недорого!
  • Подключено 300 клиник из 4 стран
  • 1 место — 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

Увеличение тканей может захватывать равномерно весь язык (диффузное увеличение) или его часть — кончик, спинку, боковые поверхности.

Выделяют относительную макроглоссию (см. раздел «Дифференциальный диагноз») и абсолютную макроглоссию (например, при кретинизме) c нарушением подвижности языка.

Этиология и патогенез

Врожденная, травматическая и некоторые другие виды макроглоссии при системных, эндокринных и иных заболеваниях кодируются и описаны в соответствующих рубриках. Ниже они перечисляются исключительно с целью полноты описания этиологии макроглосии (некоторые состояния могут частично перекрываться).

Поскольку патофизиология макроглоссии связана с конкретной этиологией, описание каждого конкретного этиологически значимого заболевания выходит за рамки данной подрубрики.
Некоторые, наиболее часто описываемые варианты увеличения языка приведены ниже.

Эпидемиология

Признак распространенности: Редко

Приобретенное увеличение языка является редким заболеванием. Точная распространенность неизвестна в связи с полиэтиологичностью заболевания.

Факторы и группы риска

Клиническая картина

Клинические критерии диагностики

Cимптомы, течение

Клинико-диагностические критерии гипертрофии языка (Ueyama и соавт., 1999):
1. Кончик языка постоянно расположен на границе зубного ряда или выступает за него при открытом рте. При закрытом рте кончик языка постоянно упирается в зубы.
2. Отпечатки одного или нескольких зубов на языке (в основном на кончике языка).
3. Рецидивы открытого прикуса, челюстных деформаций, диастаза Диастаз – в пер. с гр. — разъединение
зубов после их хирургической коррекции.

Дополнительные признаки могут включать в себя:
— нарушение речи:
— нарушение жевания, глотания;
— слюнотечение;
— нарушение (затруднение) дыхания во сне и во время бодрствования;
— фестончатый язык Фестончатый (зубчатый язык) — изменение формы языка, при котором его края приобретают округлозубчатые или фестончатые очертания
;

Диагностика

При гипертрофии языка все методы визуализации применяются для выявления этиологически значимых заболеваний и дифференциальной диагностики. ри

При наличии показаний могут быть применены следующие методы:

1. Рентгенография.
1.1. Обзорная рентгенография лицевого и мозгового черепа, внеротовая рентгенография зубов и челюстей, внутриротовая рентгенография и другие виды рентгенологического обследования.
1.2. Исследование функции глотания (эзофагография с контрастированием).
1.3.Обзорная рентгенография органов грудной клетки (при нарушениях дыхания).

2. УЗИ щитовидной железы.

4. Биопсия. Тонкоигольная пункционная биопсия малоинформативна, а хирургическая биопсия связана с большим риском кровотечения из артерий языка. Следует взвешивать риски и проводить биопсию в основном при подозрении на объемные процессы.

5. ЭКГ и ЭхоКГ полезны при нарушениях дыхания для дифференциальной диагностики с заболеваниями сердца.

Могут применяться и любые другие методы для выявления этиологически значимых заболеваний, симптомом которых может быть увеличение языка (например, биопсия костного мозга для диагностики амилоидоза и прочее).

Лабораторная диагностика

Дифференциальный диагноз

1. Врожденная макроглосиия (врожденная изолированная гипертрофия мышц языка).

2. Отек языка (например, при глоссите или других воспалительных заболеваниях языка).

3. Транзиторная макроглоссия — преходящий симптом, связанный с различными заболеваниями (в основном — инфекционными и травмами языка).

4. Неопластические процессы в языке.

5. Псевдомакроглоссия — язык нормальных размеров, выступающий за пределы полости рта. Например, в следующих случаях:
— орофациальные миофункциональные расстройства (аномальное расслабление орофациальной мускулатуры, атипичное жевание, глотание и сосание, слабые жевательные мышцы, слабые мышцы губ, чрезмерно развитые подбородочные мышцы, мышечной дисбаланс, выталкивание языка, дизартрия и другие нарушения артикуляции);

Осложнения

Лечение

Показания к лечению при гипертрофии языка:
— синдром ночного апноэ и затруднения дыхания в состоянии бодрствования;
— дисфагия ;
— дизартрия ;
— косметические дефекты.

Медикаментозная терапия имеет смысл только в случае установленной этиологии макроглоссии. Во всех остальных случаях она бесполезна и основным методом лечения является хирургическое вмешательство.

Хирургическое вмешательство
Основной метод — клиновидное иссечение части языка. Другие методики включают, например, применение радиочастотной абляции.
В детском возрасте при идиопатической гипертрофии рекомендуется перевязка язычной артерии, в результате чего уменьшается приток крови к тканям, задерживается рост языка, однако такой подход является спорным.

Послеоперационный период:
— тщательный мониторинг отека, послеоперационной гематомы;
— мониторинг дыхания (особенно при продленной интубации трахеи), седация и обезболивание;
— антибактериальная терапия (клиндамицин, амоксициллин);
— мониторинг сердечного ритма (описаны случаи рефлекторной брадиаритмии и асистолии во время сна).

Короткая уздечка языка у детей

Назначение уздечки языка

Язык имеет дополнительное крепление к полости рта в виде особой складки слизистых оболочек – уздечки. В нормальном состоянии это крепление идет от середины нижней стороны языка к основанию десен нижних резцов.

Влияние патологии уздечки

Проблемы с разговорной речью

Но иногда у ребенка наблюдается врожденная патология – укороченная уздечка.

Подобный диагноз означает, что уздечка прикреплена не в середине языка, а намного ближе, у кончика. Иногда она длится до самого кончика, и язык даже слегка раздваивается от ее давления. Серьезная патология диагностируется после рождения ребенка неонатологом, а незначительные отклонения в длине уздечки могут обнаружиться и в дошкольном возрасте, когда у ребенка начнутся проблемы с произношением некоторых звуков.

Проблемы при грудном вскармливании

В младенческом возрасте укороченная уздечка может мешать грудному вскармливанию, так как малыш не может удобно захватить сосок, часто его теряет и даже может испытывать боль при сосании. Это негативно сказывается на прибавке веса ребенка, и доставляет массу неприятных моментов всей семье.

Оперирование уздечки языка

В каком возрасте оперировать короткую уздечку языка?

В младенческом возрасте уздечка выглядит, как тонкая перепонка, и не имеет кровеносных сосудов или окончаний нервов. Пластику осуществляют одним движением скальпеля без анестезии и последующего лечения. После этой простой процедуры матери достаточно дать ребенку грудь, материнское молоко предотвратит любые гигиенические проблемы в области разреза. Но эта процедура может негативно сказаться на движениях языка в будущем из-за образовавшегося рубца. Поэтому если есть возможность избежать подобной процедуры, решение вопроса лучше перенести на более поздний срок.

Для матери главное в этой ситуации наладить процесс кормления грудью.

С возрастом перепонка укрепляется, в ней появляются кровеносные сосуды, и исправить это так просто, как в младенчестве, уже не получается. Обычно в более позднем возрасте обнаруживается укороченная уздечка на приеме у логопеда, педиатра или стоматолога. Признаками такого явления могут быть проблемы с речью, так как малыш не может произнести звуки, требующие прикосновения кончика языка к небу или зубам. Он начинает картавить или шепелявить. Еще родители могут заметить, что у ребенка просматриваются проблемы при высовывания языка из полости рта.

Врачи рекомендуют подождать с операцией

При обнаружении незначительно укороченной уздечки даже в раннем возрасте врачи рекомендуют подождать с оперативным вмешательством. Она может удлиниться самостоятельно в процессе роста.

Пластическая операция – френулопластика

Но если до периода начальной школы этого не произошло, требуется полноценная пластическая операция, называемая френулопластикой. Ее делают под общей или местной анестезией, в зависимости от усидчивости и возраста ребенка. Сама операция предельно проста и идет недолго, поэтому по возможности лучше ограничиться местной анестезией. Уздечку рассекают у языка, и переносят немного дальше, а затем ушивают до функциональных размеров.

Послеоперационный период

Послеоперационный период в таком возрасте, к сожалению, требует и специального ухода за полостью рта, иногда даже приема антибиотиков. Швы снимаются в течение недели. Когда места разрезов и швов полностью заживут, требуется длительный период упражнений с логопедом, чтобы у ребенка появились правильные навыки работы языка.

Если у ребенка обнаружена укороченная уздечка языка, не торопитесь с действиями.

Раннее иссечение, хотя и выглядит более простым, может дать впоследствии проблемы с речью. Поэтому для начала найдите хорошего детского врача и проконсультируйтесь для выбора оптимального возраста маленького пациента. И помните, подобная проблема в любом случае решаема, важно лишь выбрать нужный вам метод.

Если у Вас сомнения относительно уздечки языка Вашего ребенка, приходите в детскую клинику «А.Дент», здесь Вы получите исчерпующую консультацию и при необходимости будет назначен курс лечения.

Университет

Тиреотоксикоз — клинический синдром, характеризующийся повышенной продукцией тиреоидных гормонов в щитовидной железе (ЩЖ).

В педиатрической практике 95% случаев недуга развиваются на фоне болезни Грейвса — Базедова (БГБ) (синоним: диффузно-токсический зоб). БГБ — редкая патология: в год от 0,1 случая на 100 тысяч

дошкольников до 3 случаев на 100 тысяч подростков. Заболевание носит семейный характер и в 6–8 раз чаще манифестирует у девочек. Пик БГБ у несовершеннолетних приходится на подростковый период.

В основе заболевания — дефицит Т-супрессоров, который приводит к повышению синтеза специфических тиреоидстимулирующих антител. Последние связываются с рецептором тиреотропного гормона (ТТГ) и вызывают пролиферацию клеток ЩЖ, увеличение концентрации тиреоидных гормонов в крови. Антитела к рецепторам ТТГ не определяются при нормальной функции ЩЖ в отличие от других видов антител (к тиреоидной пероксидазе и тиреоглобулину). Именно это является важным критерием подтверждения диагноза и оценки правильности проводимого лечения. Частое обнаружение у детей с БГБ гаплотипа HLA DR3 и связь с другими аутоиммунными заболеваниями (хронической надпочечниковой недостаточностью, сахарным диабетом 1-го типа, гипопаратиреозом и т. д.) свидетельствуют о генетической предрасположенности.

Читать еще:  Цвет грудного молока

В качестве факторов риска обсуждается роль инфекционных процессов, способных вызывать аутоиммунное поражение ткани ЩЖ неспецифически или из-за схожести антигенных детерминант инфекционного агента и тиреоидных антигенов. Пусковыми могут быть стрессовые ситуации, токсические вещества. Установлено, что попадание избытка йода в организм пациента, склонного к аутоиммунному поражению ЩЖ, провоцирует развитие БГБ, поскольку появляется возможность для аутоантител к рецепторам ТТГ стимулировать продукцию тиреоидных гормонов или идет прямое повреждающее действие избытка йода на клетки с выработкой тиреоидных антигенов.

Клинические проявления

Их разнообразие обусловлено повышенной продукцией гормонов ЩЖ. До установления диагноза симптомы наблюдаются от 5 месяцев у подростков до 8 — у детей допубертатного возраста. У подавляющего большинства ЩЖ диффузно увеличена. При пальпации она мягкой или умеренно плотной консистенции, подвижная, не спаяна с окружающими тканями. Иногда создается впечатление, что она неоднородна из-за лимфоидной инфильтрации.

Наблюдаются возрастные различия клинических проявлений манифестации заболевания. В пубертатном возрасте основные жалобы со стороны нервной системы. Отмечаются признаки нейроциркуляторной дистонии: повышенная возбудимость и утомляемость, снижение концентрации внимания, нарушения сна и работоспособности, изменчивость настроения, чувство жара, которое может сопровождаться субфебрильной температурой. Часто меняется почерк; характерны головные боли, мышечная слабость, избыточная потливость. У подростков выявляется тремор различной степени выраженности: мелкий — пальцев вытянутых рук, дрожание сомкнутых век, высунутого изо рта языка.

Могут беспокоить приступы сердцебиения, одышка при незначительной физической нагрузке. Наиболее постоянный признак — тахикардия, которая способна достигать 180 ударов в минуту и сохраняться во время сна. Высокое пульсовое давление (растет систолическое и падает диастолическое) обусловливает выраженную пульсацию артерий различного калибра и является важным признаком заболевания. На ЭКГ — отклонение оси сердца влево, изменение внутрипредсердной и внутрижелудочковой проводимости, признаки нарушения метаболизма в миокарде.

Несмотря на повышенный аппетит, у детей отмечается похудение. Fat-Базедов-вариант характеризуется увеличением массы тела, ускоренной перистальтикой, диспепсическими расстройствами, жидким стулом.

При БГБ часто поражается печень, что связано с интенсивным захватом тиреоидных гормонов и их инактивацией путем дейодинизации и связывания с глюкуроновой кислотой. При тяжелых формах заболевания развиваются желтуха и жировая дистрофия вследствие распада гликогена.

Реже встречаются проявления надпочечниковой недостаточности: гиперпигментация кожи, снижение АД. На этом фоне развивается гиперплазия вилочковой железы, лимфатических узлов, селезенки.

У детей младшего возраста заболевание чаще начинается с гастроинтестинального синдрома, который проявляется похудением и диареей. Изменения со стороны сердца и нервной системы присоединяются позже.

Глазные симптомы, связанные с нарушением вегетативной иннервации глазодвигательных мышц, у детей с БГБ часты, но менее выражены, чем у взрослых. Во многих случаях офтальмопатия спонтанно затухает (вплоть до полного исчезновения). Тяжесть орбитопатии при БГБ не всегда коррелирует с выраженностью тиреотоксикоза.

Отличительная особенность манифестации заболевания в детском возрасте — превышение фактических показателей роста ребенка относительно расчетных генетических значений. Это связано с увеличением секреции соматотропного гормона при тиреотоксикозе и прямым стимулирующим влиянием тиреоидных гормонов на эпифиз. Акселерация роста и костного возраста при начале БГБ более характерна для допубертатного периода.

Подтверждают диагноз повышение уровней тиреоидных гормонов — трийодтиронина (Т3) и тироксина (Т4) — и антител к рецептору ТТГ, значительное снижение показателей ТТГ относительно норм диагностического набора.

Лечебная тактика

Основная проблема ведения детей с БГБ — выбор адекватной патогенетически обоснованной терапии.

Лечебная тактика при тиреотоксикозе должна быть подобрана на основании индивидуальных симптомов заболевания и с учетом возраста. Мнения по оптимальным схемам ведения и определению метода терапии (медикаментозный, хирургический, радиойодтерапия) детей с БГБ достаточно противоречивы. В нашей стране медикаментозное лечение является методом выбора для большинства детей на протяжении 1–2 лет с момента манифестации недуга.

Средство патогенетической терапии БГБ в детском возрасте: производное тиомочевины — метимазол. Обычно суточная доза составляет 0,2–0,5 мг/кг массы тела, но может колебаться от 0,1 до 1,0 мг/кг.

Существуют 2 схемы медикаментозного ведения детей с БГБ:

  • «блокируй и замещай». Основана на использовании тиреостатиков для подавления синтеза собственных тиреоидных гормонов с последующим замещением экзогенным левотироксином;
  • «блокируй». Доза тиреостатика подбирается таким образом, чтобы сохранить физиологические уровни Т4 и Т3.

Данными метаанализов подтверждена повышенная частота рецидивов тиреотоксикоза у детей при использовании схемы «блокируй и замещай» по сравнению с режимом титрации тиреостатиков. Длительное применение высоких дозировок может стать причиной развития дозозависимых осложнений медикаментозной терапии. При ведении детей с БГБ рекомендуется избегать схемы «блокируй и замещай».

Случай из практики. В мае родители обратили внимание, что у дочки (6 лет) появились учащенное сердцебиение, забывчивость, повышенная утомляемость, резкие перепады настроения, гипер­активность. С конца августа наблюдались припухлость век, усиленный блеск глаз, широкое раскрытие глазных щелей. В сентябре мать привела девочку к участковому педиатру. Сделаны электрокардиограмма (синусовая тахикардия, ЧСС 110 ударов в минуту, вертикальное положение электрической оси сердца), УЗИ ЩЖ (общий объем — 9,0 см3 (возрастная норма — до 4,2), эхоструктура неоднородная с гипо­эхогенными включениями). С диа­гнозом «диффузный эндемический зоб?» ребенка направили на консультацию к эндокринологу.

Результаты гормонального исследования указывали на аутоиммунное поражение ЩЖ с повышением функции: тирео­тропный гормон (ТТГ) — 0,05 мкМЕ/мл (норма — 0,25–5,0); свободный тироксин — 130 пмоль/л (норма — 10,0–23,2); антитела к тиреоидной пер­оксидазе — 1 088,66 Ед/мл (норма — до 30,0).

Девочку госпитализировали в эндокринологическое отделение 2-й ГДКБ Минска с диа­гнозом «синдром тиреотоксикоза, впервые выявленный».

Состояние при поступлении тяжелое (обусловлено симптомами тиреотоксикоза). Отмечались повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение концентрации внимания, неустойчивость настроения, мелкий тремор вытянутых рук, дрожание сомкнутых век. Выражены глазные симптомы (широкое раскрытие глазных щелей, экзофтальм, увеличение ретракции верхнего века при смене плоскости взора, недостаточность зажмуривания, усиленный блеск глаз, умеренная гиперемия конъюнктивы, недостаточная конвергенция).

Наблюдалась гиперпигментация кожи век. Систолическое АД повышено (133/55 мм рт. ст.).

При оценке физического развития отмечено ускорение скорости роста за текущий год (7 см/год)

и отсутствие похудания (масса тела 20 кг — 25-я перцентиль). Стадия полового созревания допубертатная.

Неврологический осмотр очаговой патологии не выявил. При офтальмологическом обследовании диагностирована эндокринная офтальмопатия обоих глаз.

Для подтверждения диагноза определены тиреоидстимулирующие антитела: титр антител к рецепторам ТТГ — 14,84 Ед/мл (норма — до 2,0).

Состояние ребенка клинически компенсировалось на фоне лечения тиреостатиками (мерказолил 20 мг/сутки), преднизолоном (0,75 мг/кг/сутки); симптоматической терапии (метопролол, настойка пустырника). При гормональном обследовании нормализация уровней свободного тироксина отмечена через 2 месяца.

Этот случай — пример ранней манифестации классических клинических проявлений БГБ у ребенка. Типичные жалобы при тиреотоксикозе (повышенная утомляемость, возбудимость, быстрая смена настроения, учащенное сердцебиение, усиленный блеск глаз, экзофтальм, зоб) не всегда характерны для пациентов допубертатного возраста. Отсутствие повышения или снижение массы тела на фоне ускорения роста, диспепсических расстройств (вздутие и боли в животе, ускоренная перистальтика, жидкий стул) могут являться первыми симптомами гипертиреоза у детей. Атипичные клинические признаки часто неправильно интерпретируются родителями и некоторыми врачами, что приводит к поздней диагностике и удлиняет период медикаментозного выхода на ремиссию.

Случай из практики. Девушка (13 лет 4 месяца) направлена участковым педиатром на консультацию к эндокринологу по поводу гиперплазии ЩЖ. На приеме жаловалась на слабость, повышенную потливость, учащенное сердцебиение, плохую переносимость физических нагрузок (занимается тxэквондо) в течение последнего месяца. Похудела на 7 кг за 4 месяца. На протяжении полугода посещала занятия с психологом из-за частых конфликтов в школе со сверстниками и учителями, быстрой смены настроения, плаксивости.

Эндокринологический анамнез отягощен: у матери узловой зоб.

Физическое развитие выше среднего, дисгармоничное по массе тела. Состояние средней тяжести. Отмечены повышенная возбудимость, нарушение концентрации внимания, мелкий тремор вытянутых рук. Глазные симптомы слабо выражены (усилен блеск глаз, умеренная гиперемия коньюнктивы). Менструальный цикл нерегулярный последние 4 месяца.

При пальпации ЩЖ 2-й степени, плотная, неоднородная. ЧСС 104 удара в минуту, систолический шум на верхушке. Систолическое АД повышено (145/65 мм рт. ст.). Другие органы без патологии. Физиологические отправления в норме.

При УЗИ ЩЖ отмечено увеличение ее объема — 27,1 см3 (возрастная норма — до 10,7), эхогенность снижена, эхоструктура диффузно-неоднородная с элементами фиброзной тяжистости. Функция ЩЖ повышена: тиреотропный гормон — 0,01 мкМЕ/мл (норма — 0,25–5,0); свободный тироксин — 54,7 пмоль/л (норма — 10,0–23,2); антитела к тиреоидной пероксидазе (АТ к ТПО) — 58,9 Ед/мл (норма — до 30,0); антитела к рецепторам ТТГ — 21,1 Ед/мл (норма — до 2,0).

Осмотрена неврологом, офтальмологом — без патологии.

Назначены лечение тиреостатиками по схеме «блокируй» (тирозол 30 мг/сутки), симптоматическая терапия (метопролол). Показатели тироксина нормализовались через 3 недели.

Сейчас на фоне приема тиреостатиков в поддерживающей дозе (тирозол 5 мг/сутки) наблюдается стойкий клинико-лабораторный эутиреоз.

Основные клинические проявления тиреотоксикоза у детей

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector