Массаж и комаровский - первые трудности, радости - Детские игрушки
Detkin-dom.ru

Детские игрушки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Массаж и комаровский — первые трудности, радости

Размышления детского невролога: о массаже здоровым детям

Существует такой отечественный «миф»: здоровый ребенок до года должен обязательно пройти несколько курсов массажа. Причем, в зависимости от региона нашей страны, число «обязательных» курсов колеблется от «3 раза в год» до «раз в 2 месяца». Давайте разберемся, действительно ли общий массаж показан всем детям, и если не всем, то кому?

По своему назначению массаж можно разделить на большие категории: лечебный, спортивный, косметический, но в нашей стране существует еще и профилактический массаж. Последнего вида в Европе и Америке не существует как понятия. Там наш профилактический массаж отнесли бы к категории косметического, в рамках СПА-процедур. Со спортивным и косметическим массажем все понятно. Про лечебный массаж поговорим в отдельной статье.

Сейчас я бы хотела сосредоточить внимание на так называемом «профилактическом» массаже детям до года. Уточняю: здоровым детям. Первый вопрос, который возникает в голове думающего человека: а на профилактику чего направлен этот «профилактический» массаж? Все нарушения тонуса (за исключением редких наследственных заболеваний, когда поражение мышц первично) являются СЛЕДСТВИЕМ поражения центральной нервной системы. То есть профилактикой тонусных нарушений будет хорошее ведение беременности в ЖК и мягкие естественные роды, т.к. большинство поражений ЦНС происходит именно в родах. Делать массаж для профилактики поражения ЦНС уже родившемуся ребенку — все равно что намазать зеленкой здоровые коленки ребенку, который вернулся с прогулки. А вдруг он упал?

Откуда же тогда взялся этот миф о необходимости профилактического массажа? Чего боятся мамы и врачи? Я думаю, что причина вот в чем. Наш организм так устроен, что повышение тонуса при поражении ЦНС (в силу ее незрелости) может сформироваться только к 4–6 месяцам. Например, во время родов произошло кровоизлияние в мозг ребенка. Но на осмотре ребенка в месяц можно не заметить нарушение тонуса. Не потому, что врач плохой, а просто потому, что этот тонус ЕЩЕ НЕ НАРУШИЛСЯ. Ребенок и в три месяца может попасть на прием к неврологу, и тонус может быть вполне приличным. А вот в 4, 5 или 6 родители уже замечают, что ребенок не прогрессирует в своем развитии, не переворачивается, а врач видит нарушение тонуса. Начинают разбираться, находят кровоизлияние. Родители в панике — ребенок-то инвалид, а доктор не заметил. Доктору можно и стулом по голове заехать и в суд подать (ну так у нас в стране принято), поэтому врачу проще сразу всем подряд ставить страшные диагнозы и массаж для профилактики назначить. Если вдруг в 6 месяцев выяснится, что у ребенка и правда поражение ЦНС, то у доктора все чисто: массажи назначал, уколы колол.

Только вот в этот момент о тех самых 98% здоровых детей никто не думает. Им колют уколы и делают массаж для профилактики… возможных проблем у врача. Еще момент: очень часто слышу от родителей, что «ребенку делали расслабляющий массаж, а он так орал, так орал!». Люди! А каком расслаблении идет речь, если ребенок орет, выгибается и напрягается? Как можно расслабить тело, когда хозяин этого тела умышленно его напрягает? Так женщин насилуют. Она орет и вырывается, а ей говорят: расслабься, сейчас тебе будет приятно. Прошу прощения за такое сравнение, но другое мне в голову не приходит. Даже если ребенок очень болен и ему очень нужен массаж (не профилактический, лечебный), его никогда, слышите, НИКОГДА не делают орущему, напрягающемуся ребенку. ЭТО НЕ РАБОТАЕТ.

Я люблю спрашивать у родителей своих маленьких пациентов, зачем они хотят сделать массаж здоровому ребенку. Делаю это после того, как я уже объявила на осмотре, что никакой патологии у ребенка не нашла. Самый частый ответ: чтоб лучше развивался. Лучшее — враг хорошего. Ну куда еще лучше, когда и так уже все по табличным нормам! Оказывается, есть куда. Вот, к примеру, Тане уже три месяца, она лежит на животе, с высоко поднятой головой, приподнятой грудью, опирается на предплечья. Но Вася из соседнего подъезда уже переворачивается! Родители Тани хотят, чтоб она, как Вася, уже переворачивалась. Таня — спокойная девочка, она созерцатель, задумчивая… Ее очень устраивает лежать на животе, она не хочет спешить (и у нее есть время). Массажист, конечно, научит Таню переворачиваться, как Вася. Только Васины мозги она ей не вставит: Вася шустрый, пронырливый, четко видит цель, переворачивается быстро, но в то же время очень аккуратно, он не падает с дивана, он чувствует край. Таня смотрит в потолок, потом, задумавшись о прекрасном, переворачивается где-то у края дивана и падает на пол. Если бы она начала переворачиваться, как задумано природой, как заложено в нее генетически, — в 4–5 месяцев, то она бы столько не падала, она бы мозгами до этих переворотов доросла, как Вася, и делала бы это без опасности для своей жизни.

Современным родителям очень трудно наслаждаться тем, что есть, они очень тревожные, им спокойнее, если ребенок будет развиваться с опережением. Только о ребенке в этот момент не очень-то думают, думают о своем спокойствии.

Так что же, массаж — это вообще плохо и делать его вредно? Конечно нет. Очень здорово, когда мама делает массаж своему ребенку, но не потому, что надо, не чтоб он быстрее всех развивался, а просто потому, что ей нравится гладить своего малыша, потому что она так с ним общается, взаимодействует. Все эти потешки и пестование ребенка имеют глубокие корни, это прекрасный вид расслабления малыша. Но не более. Я часто сталкиваюсь с мамами, которые с чувством вины говорят, что вот вчера пропустила, не сделала массаж ребенку. Вот этого быть не должно. Лучше пропустить и неделю не делать массаж, чем делать его из последних сил, с диким напряжением внутри, потому что «надо». Вот в таком случае не надо.

Повышает мозговую активность и улучшает аппетит? 10 больших вопросов о массаже для самых маленьких

Массаж — это не только приятная расслабляющая процедура, но и распространенное средство лечения и профилактики многих заболеваний. И особенно важную роль он играет в вопросе детского здоровья.

О пользе, техниках и отличиях детского массажа от взрослого поговорили с врачом-педиатром, директором медицинского центра «Добрый Доктор» Александром Дечко.

1. Какую пользу приносит человеческому организму массаж?

— Массаж — это эффективная и полезная процедура для укрепления здоровья. Во время него происходит механическое и рефлекторное воздействие на кожу, мышцы, кости и внутренние органы человека (через систему рефлексогенных зон).

Воздействие массажных движений:

  • повышает мозговую активность (за счет рефлекторного воздействия);
  • способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата;
  • улучшает кровообращение и тем самым обогащает клетки организма кислородом;
  • нормализует мышечный тонус;
  • активизирует физиологические процессы, происходящие в организме;
  • обеспечивает хорошее самочувствие и настроение.

2. Правда ли, что массаж — это пассивная мышечная нагрузка?

— Это действительно так. Специалист по массажу совершает определенные воздействия своими руками, а приток крови, венозный и лимфатический отток и улучшение мышечного тонуса происходят у того, кого он массажирует. В этом и заключается кардинальное отличие активных воздействий от пассивных.

3. Чем детский массаж отличается от взрослого?

— Детский массаж отличается от взрослого:

  • интенсивностью механического воздействия — как правило, это средняя и низкая интенсивность;
  • избирательностью воздействия: надо учитывать возраст ребенка, в частности — преобладание тонуса мышц сгибателей и разгибателей;
  • выбором массажных движений: максимально используются поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

4. Какие техники используются при детском массаже?

— Поглаживание подготавливает нежную детскую кожу к массажу, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Поглаживать необходимо нежно, всей ладонью, двигаясь по направлению лимфотока, не сдвигая кожу в складки.

Растирание — прием, при котором массирующая рука не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях.

Разминание оказывает основное воздействие на мышцы, ускоряя приток крови и лимфы.

Вибрация — колебательные движения, выполняемые с различной амплитудой. Они отлично тонизируют и обезболивают.

5. Какие виды детского массажа существуют?

— Все виды массажа обусловлены стоящими перед врачом и массажистом задачами.

Читать еще:  На какой неделе у эмбриона начинает биться сердце

Профилактический (гигиенический) массаж — активное средство профилактики и предупреждения различных заболеваний. Применяется для общего оздоровления.

Лечебный массаж — эффективный метод лечения различных травм и заболеваний. Назначается врачом с целью решить конкретную проблему начиная с 2-3-месячного возраста малыша, при особых обстоятельствах — даже с 4 недель жизни. Лечебный массаж показан при таких состояниях как:

  • кишечные колики;
  • нервные расстройства;
  • синдром двигательных нарушений;
  • кривошея;
  • бронхит;
  • пневмония;
  • бронхиальная астма;
  • костная деформация и патология суставов;
  • нарушение развития роста;
  • логопедические проблемы.

Коррекционный массаж назначают для того, чтобы закрепить результат курса лечебного массажа и предотвратить повторное заболевание.

6. Какую физическую и психологическую пользу может принести
ребенку массаж?

— Массажем корректируются проблемы в развитии и формировании опорно-двигательного аппарата, подвижности суставов, регулируется тонус разных групп мышц.

Профессионально выполненный массаж способствует улучшению дренажной функции лимфатической системы, улучшению кровообращения во всем теле, насыщает ткани кислородом и способствует более активному выведению из организма отработанных веществ.

Врачи часто назначают массаж малышам
на первом году жизни.

Лечебный массаж назначается при врожденных мышечной кривошее, вывихе бедра, косолапости. Достаточно эффективен он в борьбе с кишечными коликами, как профилактика и лечение рахита. При большинстве неврологических заболеваний в составе комплексного лечения также используется лечебный массаж.

7. Как дети реагируют на массаж?

— Массаж является пассивной гимнастикой для младенца. При массаже улучшается общее физическое состояние, ускоряются все обменные процессы организма (улучшается лимфоотток, газообмен). Это заряд энергии и хорошего настроения.

Неудивительно, что среди взрослых мало людей, которые отказываются от этой процедуры.
Но с маленькими детьми все немного сложнее.

Не всегда ребенок спокоен при проведении массажа, но задача массажиста — свести к минимуму все неприятные для малыша моменты. Как правило, на 3-4 процедуре ребенок привыкает. Буквально на 2-3 процедуре, а иногда и сразу родители замечают изменения: малыш становится более активным, у него улучшается настроение, нормализуются сон и аппетит.

  • 8. Зачем массаж назначают грудничкам?
  • Отличается ли массаж 2-месячного ребенка от малыша,
    которому уже год?

— Здоровому ребенку массаж назначают в комплексной профилактике рахита и для укрепления опорно-двигательного аппарата. Представьте, какую нагрузку испытывают кости и мышцы на первом году жизни, когда масса тела увеличивается примерно в 3 раза! А нужно, чтобы все это не просто росло в высоту и ширину, но и ползало, сидело и стояло. Нагрузка получается колоссальная.

Задача массажа — подготовить детский организм
к этой нагрузке.

Массаж двухмесячному ребенку отличается от массажа годовалому ребенку и интенсивностью проведения процедуры, и обучением навыкам путем побуждения ребенка к активным действиям (поворот на живот, подготовка и укрепление мышц для присаживания и т. д.).

9. Какие существуют противопоказания для проведения ребенку
сеансов массажа?

Противопоказания для детского массажа:

  • повышенная температура (от 37,2 и выше);
  • любые заболевания в острой фазе или обострение хронических заболеваний;
  • сильные высыпания на коже ребенка;
  • злокачественные опухоли;
  • любые хронические заболевания в стадии декомпенсации.

10. Могут ли родители сами делать своим детям массаж или обязательно необходим специалист?

— Родители могут сами заниматься с детьми, но рекомендованы только поглаживания и ЛФК по возрасту (после обучения). А массаж лучше доверить специалисту, так как неправильным воздействием на мышцы маленьким детям можно навредить.

Массаж малыша. Советы родителям.

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резкой выраженности слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всесторонне развитие на организм ребенка. Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание – расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание – вызывают появление мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.

Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах, коликах грудничков, после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубжележащих тканей. Несмотря на малую массу ребенка поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сетка кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

В раннем детском возрасте нередки заболевания, и массаж является одним из важных методов комплексного лечения. Он прост в исполнении и его может освоить и проводить сама мама ребенка, предварительно пройдя обучение у массажистки.

Массаж при некоторых заболеваниях:

  • Рахит (только не в период разгара. ) — массаж улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение в массируемой области, стимулирует в мышцах окислительно-восстановительные процессы. Массаж нормализует сон. Массаж проводится осторожно. Применяю поглаживание и растирание. Продолжительность процедуры 5-7 минут.
  • Изменение мышечного тонуса — при мышечном гипертонусе, гипотонусе или мышечной дистонии. Методики проведения массажа в этом случае разнообразны, используется поглаживание, растирание, поколачивание и похлопывание.
  • Пупочная грыжа — целью массажа является усилить тонус мышц пупочного кольца, предотвратить расхождение прямых живота, и как следствием этого уменьшить риск ущемления грыжи.
  • Колики грудничков – целью массажа является стимулирование перистальтики кишечника, отхождения газов. Проводят массаж живота поглаживающими движениями по часовой стрелке, после чего выкладывают малыша на живот и массируют спинку поглаживающими движениями.
  • Плоскостопие, врожденный вывих бедра, мышечная кривошея, врожденная косолапость. Массаж при этих заболеваниях должен проводиться в клинике или на дому опытной массажисткой.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста:

  • Острые инфекционные заболевания.
  • Рахит в период разгара с явлениями гиперестезии.
  • Различные формы геморрагического диатеза.
  • Паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению.
  • Врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации.
  • Гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

При проведении массажа необходимо соблюдать ряд правил:

  • В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа, т.е. температура в комнате должна быть не ниже 22-24 градусов.
  • Массаж проводится в положении лежа на столике. Стол, на котором проводится массаж, должен быть покрыт одеялом и чистой пеленкой. В комнате должна быть хорошая освещенность, но прямые лучи света не должны падать в глаза ребенка.
  • При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков. На руках не должны быть надеты кольца и какие–либо другие украшения.
  • После массажа ребенка надо одеть в теплое, сухое белье для сохранения тепла
  • Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 часа, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должен отдыхать.
  • Массажные движения проводят по ходу сосудов – от периферии к центру.
  • При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.
  • При проведении массажа спины исключаются похлопывания, поколачивания области почек.
  • Начинают занятия с 10-15-го дня жизни.
  • Занятия проводятся 3-4 раза в день по 5-7 минут.

Комплекс упражнений для детей от 10-15 дня жизни до 3 месячного возраста:

  • Поглаживание рук (4-6 раз)
  • Поглаживание ног (4-6 раз)
  • Выкладывание на живот
  • Массаж спины (4-6 раз)
  • Массаж живота (6-8 раз)
  • Рефлекторное ползание
  • Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (3-4 раза).

По мере роста ребенка в ежедневный комплекс упражнений добавляются новые элементы, увеличивается время проведения процедуры. Подробнее о технике массажа и гимнастики Вам расскажет врач-педиатр и медицинская сестра — массажистка.

Неправильное, неуверенное выполнение приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред. Поэтому прежде, чем начинать самостоятельно проводить массаж и гимнастику Вашему малышу, проконсультируйтесь у специалиста.

Читать еще:  Тонус матки при беременности: симптомы, причины и

Общие принципы детского массажа

Массаж и гимнастика в течение первого года жизни ребенка являются особым моментом его физического развития. И здесь, наверное, следует сделать «важное открытие»: человек — существо целостное! И нет в нем ни органа, ни клеточки, которые работали бы сами по себе, не взаимодействуя между собой. Поэтому, развивая ребенка физически мы, тем самым воздействуем на его нервную систему и способствуем развитию психическому. В медицине так это и называется — психо-моторное развитие. Так развивая детскую ладошку, пальчики (мелкую моторику), мы даем мощный стимул к развитию головного мозга.

Все наши умения: способность думать, обучаться, работать, участвовать в страусиных бегах и т.д., все то множество отличительных черт, которыми обладает каждый из нас, базируется только на двух вещах – наследственности и особенностях окружающей среды.

Наследственность – это тот параметр, на который медицина только пока предпринимает попытки влиять, он, к сожалению, практически не зависит от наших стараний. А вот окружающая среда – это тот фактор, который может изменяться от наших желаний и дел.

И то, как мы организуем «быт» ребенка, какую обстановку создадим вокруг него, впоследствии позволит или нет развиться определенным природным задаткам.

Недаром первые 1000 дней называются «золотым окном возможностей», когда закладывается максимально почва для навыков: первые 280 дней внутриутробного периода и 720 дней внеутробной жизни (первые 2 года жизни ребенка).

А нужен ли вообще ребенку массаж?

Массаж не является панацеей от всех болезней, однако, массаж и гимнастика способствуют гармоничному развитию ребенка.

  • способствуют развитию головного мозга, а это позволяет лучше осваивать новые умения (переворачиваться, садиться, ползать, лепетать и т.д.).
  • помогает нормализовать тонус мышц, подготовить их к нагрузке, что, в свою очередь, позволяет не просто раньше осваивать те или иные двигательные навыки, но, прежде всего, делать это правильно, что в конечном итоге помогает сформировать правильную осанку, правильную установку стоп и т.д.
  • специальные массажные приемы и упражнения для дыхательной системы, развивают мышцы, принимающие участие в акте дыхания, легкие, сердце, что способствует насыщению крови кислородом, улучшая газообмен в органах и тканях
  • влияет и на пищеварительную систему: адекватная физическая нагрузка для малыша способствует улучшению его аппетита, а специальные массажные приемы помогают отхождению «газиков» и дефекации при запорах и вздутии живота

Как проводится массаж?

Здоровым деткам на первом году жизни, в идеале, рекомендуется 5 комплексов массажа и гимнастики. Каждый комплекс имеет свои цели и задачи, свои нюансы выполнения. Малышам с особенностями здоровья, специалистами может быть составлен индивидуальный график массажа.

Первый комплекс проводится в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Вопрос времени начала первого комплекса массажа остается открытым. По канонам классического массажа первый комплекс начинают в возрасте одного месяца.

На наш взгляд, в первые недели жизни новорожденного идет период адаптации к окружающему миру, взаимное привыкание родителей и ребенка (особенно, если малыш — первенец в семье). В этот период необходимо, прежде всего, наладить кормление, «пупочек», «работу кишечника», купание, режим. Одним словом задач масса, не говоря уже о переживаниях. Поэтому лучшими для младенца в течение первого месяца будут нежные поглаживания мамы.

Основной целью первого комплекса массажа для ребенка в возрасте одного месяца является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей, «релаксирование» нервной системы, улучшение работы внутренних органов (прежде всего желудочно-кишечного тракта) и уравновешивание общего эмоционального фона.

Второй комплекс массажа и гимнастики для здорового ребенка проводится в возрасте 3-4х месяцев

Основной моторный навык в этот период жизни — это опора на верхние конечности. Поэтому помимо продолжающейся из первого комплекса работы с тонусом и «балансом» нервной системы, применяются методики, направленные на укрепление мышц верхнего плечевого пояса, развитие «опорности». Начиная со второго комплекса, в каждом комплексе проводится активная работа с тонусом мышц, подготовкой их к каждому новому навыку.

Третий комплекс массажа и гимнастики выполняется, когда малышу исполняется 4-6 месяцев

Проводятся специальные упражнения для подготовки мышц брюшного пресса и др. для сидения. Эти упражнения называются «присаживающими», однако, они не имеют ничего общего с усаживанием ребенка в подушки раньше срока. Из особенностей данного комплекса нужно отметить появление упражнений на стимуляцию вестибулярного аппарата, который, впоследствии, будет играть немаловажную роль в процессе вертикализации тела.

6-9 месяцев – время начала четвертого комплекса массажа

В данный период времени идет один из важнейших этапов в жизни человека – ползание. Ползание помогает в развитии фокусного зрения, соединения правого и левого полушарий головного мозга (чтоб думать потом всей головой ). И, как выясняется, ползать тоже нужно правильно – диагонально, когда в движении работают противоположные колено-локоть. Таким образом, одна из основных задач данного комплекса – подготовка мышц к правильному ползанию, упражнения на развитие вертикализации, координации.

И последний комплекс, проводящийся на первом году жизни – в 9-12 месяцев

Так как это период освоения ходьбы, то именно на укрепление соответствующих мышц (мышцы спины, живота, ягодиц, ног), суставов, стопы и делается акцент при проведении массажа. Также большое внимание рекомендуется уделять развитию мелкой моторики, как в процессе массажа, так и в процессе игры с малышом.

Приведенные сроки являются ориентировочными. Например, график проведения массажа может быть следующим: в 1месяц, затем в 3 месяца, далее в 6 месяцев, 9 месяцев и в год.

Так, пожалуй, выглядит описание идеального набора циклов массажа, для ребенка в течение первого года жизни.

Естественно, что каждый комплекс массажа может видоизменяться в зависимости от особенностей малыша, его готовности выполнить то или иное упражнение, готовности к освоению нового навыка.

Массаж проводится не только здоровым детям, но и детям с наличием определенных проблем. Причем они могут быть самыми разнообразными. Это неврологические проблемы, изменения в деятельности пищеварительной системы (запоры, метеоризм и др.), пупочная грыжа, различные варианты деформации конечностей, патология тазобедренных суставов, а у деток постарше — нарушение осанки, плоскостопие, вегетососудистая дистония.

Грамотное и своевременное проведение массажа – хороший помощник для роста малыша!

Лечебный массаж и гимнастика в раннем детстве

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.

В первые 3 мес жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.

Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием, Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей. К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). У детей до 2’/2-3 мес имеется ножной рефлекс (феномен ползания), Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикос­новение к коже, а ответная реакция выража­ется сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) — раз­гибателей мышц, при спинном рефлексе Та­ланта — разгибателей позвоночника. В пер­вые месяцы жизни целесообразно использо­вать только рефлексы, связанные с разгиба­нием во избежание усиления сгибателей, то­нус которых и без того преобладает.

В возрасте 5-б мес дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно мани­пулирует руками, хорошо удерживая поло­жение тела. В возрасте 8-10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.

Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1’/2 до 3 мес

Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгиба­телей конечностей, усилия массажиста долж­ны быть направлены на расслабление этих мышц.

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.

У детей данного возраста необходимо уде­лять внимание расслаблению сгибателей, ис­пользуя поглаживание.

Читать еще:  Отеки при беременности: можно ли пить мочегонный чай

Последовательность выполнения про­цедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выклады­вание на живот; 4) массаж спины (поглажи­вание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) раз­гибание позвоночника (рефлекторное) в по­ложении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлектор­ное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры ле­жит на спине.

Методические указания: ре­бенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать по­ложительные эмоции во время процедуры, общения.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев

При нормальном развитии у ребенка это­го возраста исчезает физиологический гипер­тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.

В этом возрасте можно начинать прово­дить пассивные движения для рук.

В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные реф­лексы положения.

На нижних конечностях применяют пог­лаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Если у ребенка появляются первые по­пытки к изменению положения тела — пере­ворачиваться со спины на живот, то ему сле­дует помогать.

К 3 мес исчезает феномен ползания и мож­но применять упражнения для нижних ко­нечностей.

Процедура проводится в следующей по­следовательности: 1) массаж рук; 2) охваты­вающие движения руками (пассивное упраж­нение); 3) массаж ног (поглаживание, рас­тирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разми­нание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж жи­вота (поглаживание); 8) массаж стоп (расти­рание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный мас­саж всей грудной клетки; 11) пассивное уп­ражнение для рук и ног на сгибание и раз­гибание; 12) поворот на живот влево.

Положение ребенка для всех приемов — лежа.

Методические указания: со­действовать полному уравновешиванию сги­бателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обес­печить условия для развития ручной уме­лости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захваты­вания их.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка про­исходит уравновешивание сгибателей и раз­гибателей нижних конечностей, поэтому необ­ходимо вводить пассивные движения для ниж­них конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на осно­ве пищевого рефлекса с поворотами и под­ниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражне­ния на изменение положения тела (из поло­жения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие — массаж ниж­них конечностей, спины, живота и стоп, мас­саж верхних конечностей при наличии вре­мени (рис. 159, 160).

Рис. 160. Круговые движения руками.

Последовательность проведения процеду­ры: 1) обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед гру­дью; 2) массаж ног; 3) имитация велосипед­ных движений, «скользящие шаги» по по­верхности стола; 4) поворот со спины на жи­вот вправо, массаж спины (все приемы); 5) «парение» в положении на животе (дви­жение рефлекторное); 6) массаж живота (по­глаживание по часовой стрелке, по ходу ко­сых мышц живота); 7) приподнимание верх­ней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки; 8) массаж стоп (рефлекторные движения); 9) сгибание и разгибание рук («бокс»); 10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди; 11) упражнение рефлек­торное на спине, «парение»; 12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки); 13) поворот со спины на живот влево (рис. 161 -163).

Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.

Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе

Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попере­менно

Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.

Методические указания. Ребе­нок лежит. Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение поло­жения тела с поворотами его; подготовка к ползанию при выкладывании на живот сле­дует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового; движения по сред­ней линии стопы от точки юн-цюань до пят­ки, между II-III пальцами стопы по по­дошве (рис. 164). Применять похлопываю­щие движения II-III пальцами по всей по­верхности стопы; на тыльной стороне надав­ливать на точку пу-шэнь, по наружной сто­роне стопы.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.

В данном периоде можно вводить упраж­нения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в опреде­ленных позах, сидеть без опоры, стоять с опо­рой, ползать. В этом периоде у ребенка разви­вается понимание речи, чему необходимо спо­собствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы про­водить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглажи­вание и растирание (рис. 165-169);

Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).

Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).

Рис. 167. Массаж ног (растирание).

Рис. 168. Массаж голеней (растирание).

Рис. 169. Рефлекторное ползание.

3) по­ворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);

Рис. 170. Рефлекторное разгибание позво­ночника

Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).

Рис. 172. Массаж спины (разминание).

Рис. 173. Массаж спины (вибрация).

5) при под­держке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструк­цией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкци­ей; 10) из положения лежа на животе при под­держке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыха­тельные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).

Рис. 174. Массаж живота.

а — поглаживание; б — сдавливание на выдохе с боков.

Методические указания. По­ложение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребен­ка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать услов­ные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Мас­саж должен предшествовать упражнению.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕС — 1 ГОД

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка по­являются новые элементы моторики (напри­мер, сидение на корточках), поэтому реко­мендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Сле­дует вводить больше речевых инструкций.

Последовательность проведения про­цедуры: 1) сгибание и разгибание рук в поло­жении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) пово­рот со спины на живот по речевой инструк­ции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (мето­дист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все при­емы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой ин­струкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напря­женное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) приса­живание при поддержке то за одну, то за дру­гую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движе­ния руками с предметами.

Методические указания. Ос­новная задача — стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различ­ные предметы — кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а за­тем (усложняя) — сидя, стоя. Массаж явля­ется отдыхом после проведенных гимнасти­ческих упражнений, поэтому его следует про­водить сразу после них.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector