Пищевое поведение ребенка от месяца к месяцу - Детские игрушки
Detkin-dom.ru

Детские игрушки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пищевое поведение ребенка от месяца к месяцу

Пищевое поведение ребенка от месяца к месяцу

С точки зрения физиологии пищевое поведение является внешним проявлением чувства голода –субъективного ощущения в виде слабости, головокружения, чувства «сосания под ложечкой». Так организм подает сигнал о том, что ему нужна пища, питание для поддержания нормального состояния внутренней среды (гомеостаза) и обеспечения дальнейшей жизнедеятельности.

Чувство голода – это проявление пищевого инстинкта — одного из основных, самых древних и сильных инстинктов, основы выживания в природе любого живого вида. В ответ на возникновение чувства голода появляется стремление найти пищу и съесть ее, достичь чувства насыщения, одновременно с которым возникает и естественное чувство удовольствия.

Пищевое поведение и другие пищевые функции человека регулируются так называемым «пищевым центром» – сложной системой, включающей в себя гипоталамус, лимбическую систему, ретикулярную формацию и передние отделы коры больших полушарий головного мозга.

Ведущим отделом пищевого центра является гипоталамус, в ядрах которого находятся «центр голода» и «центр насыщения». Эти центры находятся во взаимно противоположных отношениях — когда один из центров возбужден, другой находится в покое.

Лимбическая система участвует в формировании мотиваций по отношению к пище (булимия, анорексия, нарушение дискриминаторного аппетита), в ней содержится большое количество биогенных аминов (серотонин, дофамин, норадреналин) и нейропептидов (эндорфин, энкефалин и др.). Они регулирует чувство удовольствия и неудовольствия, ощущения «награды» и «наказания» и играют большую роль как в правильном пищевом поведении, так и в возникновении и закреплении его нарушений.

Ретикулярная формация в значительной степени определяет общий уровень активности ЦНС. Она контролирует состояния сна и бодрствования, передает сенсорную информацию к лимбической системе, способствуя ее эмоциональной окраске; обеспечивает вегетативные регулирующие функции, в том числе в таких жизненно важных рефлексах, как рефлекторный акт сосания, жевания, глотания, кашля, чихания, рвоты и др.; обеспечивает контроль за активацией скелетной мускулатуры и активностью гладкой мускулатуры.

Передние отделы коры головного мозга принимают участие в формировании сложных поведенческих актов в ответ на изменения и воздействия внешней среды. Кора головного мозга в отличие от эволюционно более ранних, низлежащих, отделов головного мозга способна сохранять следы полученной информации на протяжении всей жизни. Она обеспечивает долговременную память.

В более широком понимании под пищевым поведением человека понимают комплекс вкусовых и диетических предпочтений, режима питания, сформировавшийся под влиянием биологических, культурных, социальных и семейных факторов.

Механизм пищевого поведения чрезвычайно сложен и изучен не достаточно. Нарушениям пищевого поведения в последнее время уделяется большое внимание, так как они очень распространены и могут вызывать опасные осложнения. Следствием нарушения пищевого поведения могут стать серьезные психические и телесные заболевания, вплоть до смертельного исхода.

Какие ошибки родителей способствуют формированию неправильного пищевого поведения?

Развлечения во время еды

Удовольствие от еды – одно из самых основополагающих и древних удовольствий. Ни в коем случае нельзя подавлять его другими удовольствиями – одновременным просмотром мультфильмов, рассказыванием сказок и другими развлечениями во время еды. Это приводит к тому, что ребенок отвлекается на происходящее, ест автоматически, не сознавая важность еды. И не закрепляет удовольствия от еды. В конечном итоге прием пищи у него начинает ассоциироваться именно с развлечением.

Еда должна соответствовать возрасту и весу ребенка. Её прием должен быть регламентирован, подчинен правильному режиму. Нельзя отвлекать, развлекать ребенка едой, совать ему в рот конфетку, чтобы не капризничал.

Ребенок должен понимать, что еда нужна ему, а не его родителям. Не следует заставлять ребенка есть больше, чем он хочет и может. У него, так же, как у всякого человека, иногда нет аппетита. Например, в жаркую погоду, во время болезни или хандры.

Грубое или безразличное поведение с ребенком во время кормления

Ни в коем случае нельзя кормить детей насильно, заставлять доедать все до последней ложки, ставить условия. «Не съешь – будешь сидеть до вечера!». Лучше сделать порцию поменьше, чтобы ребенку захотелось добавки. Отстраненное, равнодушное поведение родителей во время кормления также недопустимо.

В семье должна быть создана культура поведения за столом. Соблюдение правильного режима питания, совместная еда детей и взрослых, приятные спокойные разговоры за столом, красивая сервировка стола, аппетитная, здоровая, свежая и вкусная пища будут способствовать формированию правильных пищевых привычек и пищевого поведения.

Нарушения пищевого поведения у детей отличаются большим разнообразием, различной степенью выраженности и обусловлены сочетанием многих факторов.

Говоря о детях с различной неврологической патологией, с задержкой психоречевого развития, с расстройствами аутистического спектра, необходимо помнить, что среди таких детей отклонения в пищевом поведении встречаются гораздо чаще, чем у обычных детей. Это вызвано поражением структур, отвечающих за возникновение аппетита, за чувство насыщения; обеспечивающих механизмы сосания, жевания, глотания. Эти физиологические причины нарушений пищевого поведения могут усугубляться любыми причинами психологического плана.

Наиболее глубокие и разнообразные нарушения пищевого поведения встречаются при расстройствах аутистического спектра .

У детей с расстройствами аутистического спектра нарушения отмечаются с первых месяцев жизни в виде вялого сосания, срыгивания, рвоты, икоты, запоров, поносов, метеоризма, отказа от еды днем и еды ночью или во сне, снижения или повышения аппетита. Во втором полугодии жизни появляется выраженная избирательность в еде и отказ от жевания твердой пищи.

У большинства детей наблюдаются младенческие кишечные колики с приступами беспокойства, плача, вздутием живота. Такие дети могут проявлять равнодушие и даже негативное отношение к грудному вскармливанию. Они не принимают на руках у матери удобной для вскармливания позы, лежат как куклы, выворачиваются. Ребенок даже в случае длительного перерыва между кормлениями может не проявлять своего голода плачем, лежит тихо, пока мать сама не подойдет к нему. Отмечаются трудности с введением прикорма, с переходом к кормлению с ложки. Несмотря на отсутствие неврологической патологии у детей с РАС может отмечаться поперхивание при еде.

Другой проблемой детей с РАС является настороженное отношение к еде. Ребенок отказывается пробовать новую пищу. С возрастом он окружает прием пищи различными ритуалами, допускает к кормлению только избранных.

У пассивных детей отмечается медленное пережевывание пищи, задержка ее во рту, закладывание за щеку. Дети могут играть с едой, размазывать ее по столу и одежде. Выраженная интеллектуальная недостаточность может сопровождаться синдромом Пика – поеданием бумаги, мела и других несъедобных вещей.

Становясь более взрослыми дети с расстройствами аутистического спектра проявляют все большую избирательность в еде вплоть до перехода на питание каким-то одним продуктом.

Состояния, вызванные органическими поражениями нервной системы, также сопровождаются различными нарушениями пищевого поведения.

У детей с органическими поражениями ЦНС в возрасте до года отмечаются частые срыгивания, рвота, метеоризм, диарея, запоры. Может отмечаться пассивное бодрствование, снижение аппетита или, напротив, беспокойство, плач, необходимость особого режима кормления. Дети долго не могут овладеть навыками жевания и глотания твердой пищи, научиться пользоваться ложкой. Приблизительно к году педагогические подходы к обучению ребенка навыкам самообслуживания, терпение и эмоциональная вовлеченность при кормлении и уходе за ним оказывают все более значимое влияние. По мере взросления нарушения пищевого поведения становятся индивидуально выраженными, в их формировании значительно возрастает роль психогенных факторов.

Зачастую проблемы при приеме пищи у детей с ДЦП и другими диагнозами приводит к возникновению вторичных осложнений, например, проблемам с зубами и деснами. Если у ребенка плохо развит навык глотания или пережевывания пищи, то она в том или ином количестве остается в ротовой полости и застревает в зубах. Дальше она начинает портиться и тем самым нарушает кислотно-щелочной баланс всей полости рта. Усугубляют существующую проблему различные сложности при чистке зубов, в особенности при гиперкинетической форме.

В связи с тем, что на пищевое поведение оказывают влияние различные факторы, изучение и решение проблемы требует мультидисциплинарного подхода и привлечения специалистов в области психиатрии, терапии, педиатрии, детской неврологии, нейрофизиологии, эндокринологии, клинической психологии, социологии и др. Каждый случай сугубо индивидуален, и то что работает с одним ребенком, может быть абсолютно неэффективно с другим.

Специалисты медицинского центра «Первый шаг» всегда готовы помочь своим пациентам в решении любых, самых трудных задач. Высокая квалификация, большой опыт и искренняя заинтересованность является залогом нашей успешной работы.

Прежде всего мы определяем причины нарушения пищевого поведения, а затем подбираем наиболее эффективные способы борьбы с ними. Наиболее часто бывает достаточно консультативных бесед с родителями, чтобы они могли со стороны посмотреть на свои ошибки.

ООО «ТИМА», 420037, Респ. Татарстан, г. Казань, ул. Айдарова д.22, помещение 1015
ИНН 1661035100, КПП 16610001, ОГРН 1131690001959.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-16-01-006354 от 15.11.17 г.

Данный сайт носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ. Указанные цены на сайте приведены как справочная информация и могут быть изменены в любое время без предупреждения. Для получения подробной информации о стоимости, сроках и условиях просьба обращаться по телефонам мед.центра.

Пищевое поведение ребенка от месяца к месяцу

1 месяц

Грудное вскармливание. Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1-1,5 часов. Нуждается в прикладываниях и сосании груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

2 месяца

Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут- 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыш, как правило, нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения. Работа пищеварительной и выделительной системы. Остаются срыгивания, частый стул (от 3 до 6-7 раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15-20 минут). Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпается, чтобы его высадили. Иногда бывают неудачи, но уже ясна тенденция: контролируемое или нет мочеиспускание. Стул может быть как частым 5-8 раз, так и редким 1-2 раза в день и даже через день. С этого момента малыш полностью контролирует дефекацию и по большому ходит только в таз. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. В этом возрасте малыш чувствует себя единым целым с мамой. Поэтому он стремиться к постоянному контакту с ней и много находится на руках. Хорошо заметно, что он не способен разделить свое «Я» и персону матери. Ребенок чувствует себя комфортно, когда находится при ком-то и вместе с ним участвует во всех делах. Находясь при маме, ребенок не требует к себе особого внимания, он спокойно и терпеливо относится ко всем перемещениям и переменам поз наблюдая за происходящим вокруг. Он дает о себе знать только тогда, когда почувствует дискомфорт или какую-либо потребность. Освободившись от дискомфорта и удовлетворив свои потребности ,он опять освободит внимание взрослого для других дел. Таким образом, находясь постоянно при маме ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.

Читать еще:  Стихи для фотоальбома…, на кровать тащиться лень

3 месяца

Вскармливание. Устанавливается режим кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становиться наполненным. Работа пищеварительной системы. У малыша налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3 дня. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш начинает проявлять терпение: может немножко подождать, пока мама достанет грудь, возьмет его на руки и т.д. Но терпения ребенка хватает пока еще совсем не на долго. В общем, трехмесячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. В этом возрасте наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь, что для мамы очень приятно.

4 месяца

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было прикормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди и у него появляется довольно точный режим кормлений. В этом возрасте у малышей стул может начать появляться 1 раз в 2-4 дня, что при исключительно грудном вскармливании является нормальным явлением. С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение прикорма. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болевые ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я» от «я» матери. Дискомфорт матери, ее поведение и даже вскрик, дают ребенку понять, что мать и он это не одно и тоже — они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут.

5 месяцев

Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте у малышей бывает 6-8 дневных кормлений и 2-3 ночных. Ребенок, которого мать берет с собой за стол, может начать проявлять активный интерес к воде и пище взрослых, тянется к маминой ложке, тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы и ему дали попробовать то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая лизнуть все съедобные продукты, которые употребляют в семье. Если ребенок проявил активный пищевой интерес, значит, наступило время первых педагогических прикормов.

6 месяцев

Вскармливание. Вскармливание остается грудным, но начинается введение педагогического прикорма. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования малыша можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 6-8 дневных кормлений и 3-4 ночных. Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и введения педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней. Поэтому проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство нехватки молока и проявление у ребенка голода. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее (знакомство с телесными возможностями и начало отделения своего «я» от материнского «я»).

7 месяцев

Вскармливание. Сохраняется грудное вскармливание с педагогическим прикормом. Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Режим кормлений остается прежним: 5-7 дневных и 2-4 ночных. Работа пищеварительной системы. В связи с активным знакомством с новой пищей стул у малыша появляется 1 раз в день или через день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или вечером. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Наступает очередной этап отделения своего «я» и малыш начинает во время кормления прикусывать мамину грудь.

8 месяцев

Вскармливание и работа пищеварительной системы. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 2-5 раз. В этом возрасте можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Желудочно-кишечный тракт ребенка пока еще не может самостоятельно справиться с новой пищей. Материнское молоко помогает ему усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Грудное вскармливание помогает в усвоении новых продуктов питания и облегчает переход ребенка на новую пищу. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш может начать щипаться (в частности, мамину грудь), если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения своего «я» от матери. В процессе этого осознания он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появилась потребность приложиться.

9 месяцев

Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте одно из дневных кормлений можно дополнять другой пищей, как и в предыдущем месяце. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что сейчас у него активно развивается аппарат жевания (зубы и челюсти) и для полноценного развития требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.п.

10 месяцев

Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте у малыша могут участиться прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений грудью и примерно столько же прикладываний по разным поводам. В ночное время присутствуют 2-4 кормления, причем более активно малыш начинает сосать грудь под утро. В течение дня он постоянно что-то жует и пробует пищу со стола, когда едят взрослые. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Продолжается процесс отделения личности ребенка от личности матери. Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет. Но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может вынимать рукой грудь изо рта и вставлять ее обратно, а также произвольно менять позу по своему усмотрению. Теперь он может сосать грудь из самого невероятного положения.

11 месяцев

Вскармливание и работа пищеварительной системы. Ребенок продолжает активно пробовать все со стола. В этом возрасте у ребенка может появиться 1-2 полноценных прикорма, которые также должны заканчиваться прикладыванием к груди. У ребенка становиться меньше полноценных дневных кормлений грудью (3-4), но появляется больше кратковременных прикладываний, а также сохраняются активные ночные кормления перед пробуждением в период между 4 и 8 часами утра.

12 месяцев

Вскармливание. Режим кормлений и сна остается неизменным. Вскармливание преимущественно грудное с прикормом 1-2 раза в день. При этом малыш часто прикладывается к груди и постоянно пробует на вкус другую еду, не стремясь, однако наесться даже понравившимся продуктом.

После года

После года малыши становятся активными едоками. Примерно к 1 году 3 месяцам они уже кушают не только в соответствии со своим режимом, но присоединяются к каждому члену семьи, который сел поесть. Примерно с 1 года и 4-5 месяцев малыши начинают активно пить воду. Кроме этого они запивают пищу водой, делая это в процессе еды многократно. Еще одна особенность: дети не могут съесть порцию еды спокойно сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама сидит и ест, а ребенок, подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает, затем он глотает его и подбегает к маме за следующей порцией. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Очень часто малыш подбегает к маме и прикладывается к груди, буквально стоя, на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше, а может, приложившись на несколько секунд продолжить бежать по своим делам. Если взаимоотношения между мамой и малышом очень доброжелательные, если доступ к груди беспрепятственный, то ребенок видит в материнской груди и маминых объятьях полную гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому, если он упал, обижен или его укусила оса (даже!) для успокоения ему достаточно приложиться к материнской груди, чтобы он забыл обо всех несчастьях. Основной суточный период грудного вскармливания смещается на ночное время. Самый активный период сосания — это время между 4 и 8 часами утра. Днем грудное вскармливание заключается в основном в прикладываниях к груди. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 1-2 и, как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением во время дневного и во время ночного сна.

Читать еще:  20 фильмов про беременность

Отлучение от груди

Оптимальные физиологические сроки отлучения от груди 1 год и 3 месяца- 2 года и 6 месяцев. У матери постепенно происходит инволюция лактации, изменяется качество молока, а у ребенка сокращается потребность в абсолютной защите, грудное молоко постепенно замещается другой пищей и наступает момент, когда мать уже готова «убежать » от ребенка, а ребенок уже не очень-то и нуждается в прикладываниях к груди. Перед моментом расставания наступает период чрезвычайно активного сосания, которое буквально изматывает мать. Затем ребенок несколько успокаивается и наступает момент расставания. Интересно, что момент прощания с грудью мать переживает более эмоционально, чем ребенок. Она очень жалеет, что теперь между ней и малышом уже нет такой тесной связи, что он уже не нуждается в ней так сильно, как было во время грудного вскармливания.

Приведенные данные взяты из учебника для подготовки консультантов по грудному вскармливанию, авторы Ж.В.Цареградская и Е.М.Фатеева, рецензенты В.А.Таболин — заведующий кафедрой детских болезней педиатрического факультета №2 Российского медицинского университета, академик РАМН, И.М.Воронцов — доктор медицинских наук, профессор. Отдельно данные опубликованы в журнале «Наш малыш» за январь 2000 года.

Уход за новорожденным в первый месяц

Период новорожденности — это первые 28 дней после рождения, когда малыш привыкает к жизни вне материнской утробы. Развивается и нормализуется его кишечная флора, происходит адаптация к домашней флоре, к температурному режиму, устанавливается грудное вскармливание. В это время родители задаются десятками вопросов об уходе за малышом и его здоровье.

Чтобы снизить вашу тревожность, мы составили инструкцию по уходу за здоровыми доношенными детьми первого месяца жизни.

Чрезмерная стерильность в квартире не нужна. Дело в том, что иммунная система ребенка вырабатывает неспецифический иммунитет к местной флоре, характерной для той или иной среды обитания. В каждом доме эта совокупность микроорганизмов индивидуальна. Она вступает в контакт с иммунной системой новорожденного и способствует ее формированию. Не мешайте процессу, наводя идеальную чистоту.

А вот влажная уборка никогда не помешает. Это необходимо, чтобы уменьшить количество пылевых клещей, которые есть в любом жилище. Они вызывают сенсибилизацию организма, что в дальнейшем может привести к тяжелым аллергическим состояниям — дерматитам и бронхиальной астме.

Оптимальная температура воздуха дома — 21-23 °С. Но если родители любят прохладу, то они быстро приучат к ней и ребенка.

Нервная система малыша так устроена, что первые 2-3 недели он бодрствует больше ночью, чем днем. Именно в темное время суток активизируется парасимпатическая нервная система, управляющая вегетативными процессами организма, в том числе пищеварением. Отсюда частые колики по ночам.

Корни этого уходят глубоко в историю развития человечества, когда наши предки-приматы по ночам прятались на ветках деревьев, чтобы не попасться хищникам. Активность малыша в темное время суток связана именно с необходимостью бодрствовать, питаться и держаться за маму ночью. Но если ваш ребенок спит, наслаждайтесь и не будите его. Ориентируйтесь на его потребности.

Не считайте интервалы и количество прикладываний. На первых порах их может быть до 30-ти в сутки. Это система свободного грудного вскармливания, основанная на естественных механизмах пищеварения у ребенка, разработанная и одобренная Всемирной организацией здравоохранения.

Не надо следовать принципу «одно кормление — одна грудь». Молочные синусы, которые находятся сразу за ареолой, пока незначительного размера. Ребенок быстро высасывает «переднее» молоко из них, и ему надо трудиться, чтобы добыть его из более глубоких отделов молочной железы. Переложите малыша на другую грудь. Лактация — непрерывный процесс, и пока ребенок сосет одну грудь, синусы другой наполняются.

Если новорожденный не успокаивается на груди, значит, его беспокоит не голод. В первую очередь обратите внимание на характер стула и динамику набора веса. Если прибавки хорошие, но ребенок беспокойный, стоит обратиться к неврологу.

Алгоритм действий при плаче таков:

Матрас должен быть ровным и жестковатым, потому что скелет новорожденного еще не сформирован, и долгое пребывание на мягком может нарушить питание суставов. Спать надо без подушки, чтобы не сформировался неправильный изгиб позвоночника. Можно приподнять головной конец матраса, если имеются частые срыгивания. Из-за них же желателен сон на боку, но сторону надо постоянно менять.

Не стремитесь создавать дома абсолютную тишину и темноту. Нормальный здоровый ребенок засыпает в любых условиях, ведь у него быстро истощаются возможности нервной системы. Да и жизнь в доме продолжается, просто в нем появился еще один член семьи.

Совместный сон с точки зрения педиатров нежелателен, но если вы решились, сделайте его безопасным.

  • Создайте те же условия, что и в детской кроватке: жесткий матрас, отсутствие подушки под головой малыша и больших одеял.
  • Желателен сон без папы в постели, который в глубоком сне не сможет проконтролировать положение своего тела.

Ребенку месяц: рост, вес, развитие

Первые несколько недель с новорожденным ребенком могут быть волшебными, но достаточно тяжелыми. Вы учитесь кормить малыша, укладывать его на сон и понимать его постоянные потребности. Жизнь вашего ребенка в 1 месяц довольно проста. Все, что для него действительно важно, — это кушать, когда есть желание, часто спать, иметь чистый подгузник и получать много любви. А родителям важно знать, что должен уметь грудной ребенок в месяц, на какие особенности развития обращать внимание, как укреплять здоровье.

Все, что для него действительно важно, — это кушать, когда есть желание, часто спать, иметь чистый подгузник и получать много любви. А родителям важно знать, что должен уметь грудной ребенок в месяц, на какие особенности развития обращать внимание, как укреплять здоровье.

Как выглядит грудной ребенок в месяц

Независимо от того, во что вы видите в фильмах, новорожденные не появляются из утробы матери как с картинки. Требуется несколько недель или месяцев, чтобы ваш ребенок превратился в пухлощекого ангелочка. В течение первого месяца у него округляется головка, кожа меняет цвет с ярко-красной на бледно-розовую, исчезает шелушение и мелкие высыпания на лице и теле.

Рефлексы ребенка от 0 до 1 месяца

С самого первого дня у вашего ребенка есть набор рефлексов, призванных защищать его. Поисковый рефлекс помогает малышу найти мамину грудь, сосательный рефлекс, ладонный рефлекс, который заставляет его сжимать ваш палец, когда вы кладете его в ладонь, и рефлекс Моро (вздрагивание, которое он испытывает при испуге).

Органы чувств в первый месяц ребенка

Все органы чувств вашего ребенка работают с момента его рождения, в том числе:

Зрение. Первые несколько дней веки могут быть опухшими после родов, это постепенно проходит. Зрение ребенка еще слабое, но он может видеть ваше лицо и другие объекты крупным планом. Вы также можете заметить, что глаза иногда косят. Это потому, что мышцы, контролирующие движение глаз, еще не полностью развиты, в период от 1 до 6 месяцев эта проблема постепенно исчезает.

Слух. Хотя слух еще не полностью развит, ваш ребенок уже знаком с вашим голосом и другими звуками, которые он часто слышал в утробе матери.

Вкус. У ребенка сильно развито чувство вкуса, и он может различать сладкое и горькое, отдавая предпочтение сладкому.

Запах. Ребенок легко узнает ваш запах.

Тактильное чувство наиболее развито при рождении. Через прикосновения ваш ребенок узнает о мире, ощущает ваши объятия, и что его любят те, кто о нем заботится.

Особенности тела детей 1 месяца

После пребывания на протяжении 9 месяцев в тесной матке ребенок еще некоторое время рефлекторно принимает утробную позу. Его пальчики сжаты в кулачки, руки и ноги прижаты к телу. Для детей типичен гипертонус мышц. Это не опасно, его мышцы расслабятся в течение следующих нескольких недель.

Беспокоитесь по поводу опухшей мошонки у вашего мальчика или этих опухших половых губ у вашей маленькой девочки? Это норма, временное явление из-за ваших гормонов, которые все еще циркулируют в теле вашего новорожденного. В первые недели гениталии придут в норму. Эти же гормоны также ответственны за любые молочные выделения из сосков (как для мальчиков, так и для девочек) и выделения из влагалища (которые иногда могут иметь оттенок крови). Как и отек, выделения должны пройти в течение недели или двух.

Физическое развитие: рост и вес

Хотя ваш ребенок при рождении мог весить от 2,5 до 4 кг, не удивляйтесь, если он немного похудеет (примерно на 5-10 процентов). Причина уменьшения: — нормальная послеродовая потеря жидкости. Вес новорожденного должен перестать снижаться к 5-дневному возрасту. Примерно на 10–14 дней (а иногда и раньше) он восстановит свой вес при рождении, а затем начнет прибавлять в весе. В среднем, за первый месяц малыш прибавляет около 700 г (от 500 до 1500г).

Сколько весит ребенок в месяц, зависит от его веса при рождении и пола. Девочки обычно набирают чуть меньше, чем мальчики.

Сон малыша

В среднем малыш в 1-2 месяца спит около 16,5 часов между дневным и ночным сном, хотя есть широкий диапазон нормальных значений. Младенцам, находящимся на грудном вскармливании, обычно необходимо есть каждые два-три часа. Однако кормите ребенка по требованию, а не по часам. Через какое-то время вы сможете немного отодвинуть кормления, постепенно выстраивая режим кормлений и снов.

Сколько грудного молока нужно ребенку

В первые несколько недель младенцы едят много — по крайней мере, от восьми до 12 раз (или больше) за 24 часа. Это связано с крошечным размером желудка и невероятным темпом развития ребенка от 0 до месяца, как физическим, так и умственным.

Поскольку ваша грудь и ребенок не имеют встроенного измерителя, бывает трудно определить, достаточно ли поел ваш ребенок. Но есть несколько подсказок: если ваш ребенок доволен и счастлив, его вес соответствует возрасту и он мочит много подгузников (от восьми до 12 в любой день), это признаки достаточного питания.

Особенности стула

Говоря о грязных подгузниках, стоит поговорить о дефекации вашего новорожденного в первые несколько недель. Первые фекалии обычно черные и липкие — это меконий, наполняющий кишечник вашего ребенка в утробе матери. Через день или два стул перейдет в зеленовато-желтый цвет, а через несколько дней — в «обычный» детский стул. Обильный кал — не менее пяти подгузников в день для детей, находящихся на грудном вскармливании, а иногда и больше — нормальное явление в течение первого месяца. Стул у вашего ребенка может быть горчично-желтым, зеленым или коричневым, а также бледным или пятнистым.

Примерно к периоду от 1 и до 3-4 месяцев количество грязных подгузников может выровняться, и ваш ребенок может даже пропустить день или два между опорожнениями. К периоду, когда появятся зубы и будет вводиться прикорм, стул снова начнет меняться.

Малыш плачет

Конечно, новорожденные плачут — так они общаются! Независимо от того, спокойный ли у вас ребенок или суетливый, в первый месяц вы начнете привыкать ко всем вариациям его плача. По факту, плач может быть признаком того, что ребенок здоров. Но что, если кажется, что она все время плачет? Некоторые дети просто плачут больше, чем другие.

Иногда приступы плача предсказуемы — например, вечером или после напряженного дня вне дома. Иногда они просто появляются, как неожиданная летняя буря.

Убедитесь, что ребенок не голоден, не нуждается в смене подгузников или ином уходе, ему не давит одежда. Если все это под контролем, помогите малышу успокоиться: качайте, гуляйте, пойте или обнимайте кроху.

Чтобы помочь малышу успокоиться, может потребоваться несколько попыток. Но если вы чувствуете, что теряете терпение или просто устали, можно положить ребенка в безопасное место, например, в кроватку, на несколько минут. Он может даже удивить вас и сам заснуть.

Что умеет ребенок в месяц

Все родители, читая календарь развития, с интересом ищут, что должен уметь в месяц их ребенок. Подчеркнем, что это усредненные нормы и возможны отклонения на 2-3 недели, поэтому не нужно волноваться. Вот некоторые этапы развития ребенка, которых вы можете ожидать от своего ребенка в течение первого месяца.

Если ребенку месяц в своем развитии что должен уметь:

  • Кратковременно поднимать голову во время бодрствования на животике
  • Сосредоточиться на вашем лице
  • Поднести руки к лицу
  • Сосать грудь или пальчик.

Примерно половина малышей сможет:

  • Каким-то образом реагировать на громкий шум
  • Поднимать голову на 45 градусов, когда они находятся на животе
  • Реагировать на раздражители не только плачем
  • Улыбаться в ответ на улыбку.

Прежде всего, сохраняйте хладнокровие! Если вы напряжены, ваш ребенок тоже будет в напряжении. Помните, что младенцы иногда просто плачут — и это пройдет.

«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.

Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм

Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.

Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.

— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.

Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.

— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.

Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.

— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.

Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз

Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.

Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.

— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.

— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?

— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.

Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.

— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.

Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.

Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.

— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.

Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.

— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.

Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.

О неофобии и детском здоровье в целом

Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.

— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.

Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.

— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?

— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.

— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector