Ребенок не хочет есть сам - Детские игрушки
Detkin-dom.ru

Детские игрушки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок не хочет есть сам

Ребенок не хочет есть самостоятельно? Совет психолога

Одна из наиболее часто встречающихся проблем у новоиспечённых мам — нежелание ребенка отказываться от прикорма и садиться наконец за стол, кушая с помощью столовых приборов самостоятельно. Особенно насущным становится данный вопрос, если срок овладения таким навыком уже подходит по возрасту малыша.

Как правило, к году ребенок начинает жевать и кусать твёрдую пищу. К 1.5 годам он становится полноправным обладателем своей ложки, уверенно держит её и зачерпывает ею суп.
Но что же делать, если малыш уже давно переступил годовой порог, но до сих пор продолжает кушать с маминых рук, и каждая попытка усадить его за стол заканчивается провалом?

Возможные причины, почему ребёнок не начал есть самостоятельно:

1. Вы боялись, что малыш подавится твёрдой пищей, и каждый раз перемалывали её в кашицу? Увы, теперь ребёнок не хочет есть самостоятельно. Он просто привык к своему рациону и не хочет с ним расставаться.

2. Время. «Всему своё время» — гласит известная пословица. Если ребенку менее 1.5 лет, вполне возможно, что его «время» еще не пришло. Каждый ребенок индивидуален, и абсолютно нормально в каких-то навыках отставать от сверстников, а в каких-то, напротив, перегонять их.

3. Конституция тела. Кому-то достаточно горсти салата, политого оливковым маслом, а кому-то и куска мяса с гарниром и холодным блюдом на аперитив будет недостаточно для насыщения. Возможно, ваш ребёнок из числа тех счастливцев, что предрасположены есть чуть меньше, чем требуется. Или же он может быть просто не голоден. Во всяком случае не заставляйте малыша кушать насильно. Он должен проголодаться, чтобы инстинкт потребления пищи начал работать в полной мере.

4. Ваша напористость. Из предыдущего абзаца вытекает то, что навязчивое желание накормить ребёнка лишь усугубляет проблему. Он запоминает ваши слёзные просьбы съесть блюдо или повышение тона на него, а после воспроизводит «застольные» воспоминания в негативном контексте. Не нужно заставлять ребёнка есть, если он не хочет. Захочет — сделает всё, чтобы получить желаемое.

5. Психологическая травма или невротические реакции. Возможно, во время приёма пищи малыш испугался — услышал громкий крик или подавился. Негативные эмоции остались в памяти, поэтому теперь малыш может принимать пищу только из рук мамы.

6. Слишком нежное воспитание. Представьте, что вы долгое время жили в своей зоне комфорта, вам всё было доступно, вас кормили «с ложечки», любовь и уют были с вами на протяжении всего дня. И вы ничего для этого не делали. А теперь у вас это отняли и сказали, чтобы вы сами предприняли какие-то действия. Сложно? Вот и малышу сложно. Ему нужно время, чтобы выйти из зоны своего комфорта, где он спокойно жил и рос. Дайте ребенку немного времени и мотивируйте его на самостоятельный прием пищи.

7. Затяжное грудное вскармливание. Одна из самых часто встречающихся причин, почему ребенок не хочет есть самостоятельно. Прикорм должен начать вводиться в рацион малыша не позднее 6-месячного возраста, а к году обычная пища должна составлять 90% от общего пищевого довольствия. Грудное молоко в этом возрастном периоде может быть дополнением к приему пищи, а также ночным докормом. В противном случае, если ГВ является основной едой для малыша в год, то вас ожидают не только проблемы с самостоятельным приемом пищи, но и отказ от потребления многих важных для гармоничного роста и развития продуктов питания. Решить данную проблему можно (и нужно) постепенной заменой грудного молока на обычную пищу. В случае, если «свернуть» ГВ не получается, лучше всего проконсультироваться со специалистом.

Проблемы, которые лучше продиагностировать у специалиста:

1. Психологический конфликт. Ребёнок не хочет есть самостоятельно в год из-за созданных в голове барьеров, обеспеченных родителями в первый год жизни малыша. Он жадно запоминает все привычки родителей, их приверженности, например, к здоровой пище или ненависть к мясу и т.д. Лишь тщательная беседа родителей со специалистом может помочь разрушить эти барьеры.

2. Руминация — особый вид рвотного рефлекса у детей грудного возраста. Он характеризуется обратным заглатыванием рвотных масс, при этом тошнота не отмечается. Если же рвота продолжается, приём пищи сопровождается неврозом. У таких детей также отмечается повышенная чувствительность желудка. Поэтому лучше обратиться ко врачу как можно скорее и выявить нарушения в работе пищеварения. Специалист подберет индивидуальный план питания для малыша и выявит его непереносимость к различным блюдам.

3. Полный отказ от пищи. Опять же, это связано с нарушенной психикой ребёнка. Характеризоваться может как протест в сторону родителей, ненавистью к определённым продуктам питания, нежеланием менять вид пищи (затяжное ГВ) и т.д.

4. Плохое самочувствие. Ребёнок не хочет есть самостоятельно не из-за собственных капризов, а из-за болезни. Постарайтесь как можно скорее отвести его ко врачу, чтобы длительное недоедание не привело за собой новых проблем.

Как помочь малышу научиться есть самостоятельно?

Существует множество способов сделать так, чтобы ребёнок захотел есть сам. Главное убедить его в том, что он находится в достаточно комфортной для него обстановке.

1) Привлеките его к самостоятельному преодолению сложившейся проблемы. Не усложняйте себе жизнь — пусть ест, когда действительно этого хочет.

2) Обязательно учитывайте его индивидуальные предпочтения. Разве мы едим то, что нам не по душе? Нет. Вот и ребёнок ест то, что ему нравится. Конечно, это не повод кормить малыша «вредной» едой, придите к консенсусу в этом вопросе.

3) Сопровождайте приём пищи небольшими интерактивами: игры «за маму, за папу», «самолётик летит» и т.д. Можете придумать всё, что пожелает ваша фантазия. Только помните – ребенок в этот момент должен хотеть есть.

4) Украшайте блюда, покупайте разноцветную посуду. Например, теплые оттенки красного, желтого, оранжевого побуждают к приему пищи. Все оттенки голубого – тоже. Таким образом малыш будет ассоциировать приём пищи с позитивом, а это значит, что ему будет комфортно есть самостоятельно.

5) Сажайте за стол, когда кушаете сами. Малыш должен привыкать к семейным обедам. Предлагайте поначалу не стандартную порцию, а микро-. Например, кусочек огурца, хлебец или яблочко. Постепенно переводите за «общий» стол.

6) Не создавайте множественные перекусы. Попробуйте соблюдать режим питания. В год ребенку вполне хватает завтрака, обеда, полдника и ужина. В этом возрасте не исключают и одно ночное кормление. Если в промежутках между приемами пищи вы докармливаете малыша (фрукты, хлебобулочные изделия, молочная продукция и т.д.), не удивляйтесь, что за завтраком он не ест кашу, а за обедом — суп.

7) ГВ «по требованию» также, как и предыдущий пункт, не дает вам возможности приучить ребенка к самостоятельному приему пищи. Малыш уже сыт маминым молоком, поэтому куда менее вкусный суп навряд ли вызовет у него интерес. Другая ситуация, если ребенок действительно был бы голоден к обеду, ведь с завтрака прошло более 3-х часов… Интервалы между приемами пищи (в т.ч. и грудное молоко) обязательно должны быть, особенно если ребенку уже более года.

8) Очень важно вырабатывать правильные пищевые привычки. Постарайтесь готовить здоровую (но вкусную) пищу и предлагать ее малышу. Начинать делать это необходимо как можно раньше.

Важно помнить, что придумывание проблем и самостоятельная постановка диагноза лишь навредят в деликатном вопросе питания ребенка. Разговор с грамотным специалистом всегда будет более эффективен, нежели самостоятельное лечение, и с большей долей вероятности поможет решить детское пищевое расстройство быстрее и проще.

Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой. 7 советов родителям

Дать годовалому малышу ложку в руки — все равно, что самому в первый раз в жизни вооружиться кистью и попробовать нарисовать картину. С первого раза шедевра не получится. Наблюдать, как малыш пытается «приручить» ложку, будет одновременно весело и грустно. Возможно, в какой-то момент маму захлестнет настоящее отчаяние. Но миссия выполнима. Поговорим о том, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой. Есть ли тут какая-то стандартная схема действий?

Когда малыш уже может есть самостоятельно?

В вопросе приучения ребенку к ложке нет четких возрастных рамок. Кто-то из детей уже в 1,5 года ловко орудует столовыми приборами. А другой даже в 3 года с недовольством смотрит на ложку, ведь есть руками гораздо веселее.

Как говорят педиатры, ребенок ближе к году уже вполне способен держать ложку в руках и даже без лишних потерь донести ее до рта. Обычно дети начинают есть самостоятельно в возрасте 1,5-2 лет. На это и ориентируемся. Впрочем, без фанатизма, — не помешает принимать во внимание особенности развития ребенка. Важно убедиться, что малыш готов осваивать сложную науку самостоятельной трапезы. Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

  1. Ребенок сам ест печенье или, например, кусочки фруктов. Его движения при этом более или менее скоординированы.
  2. Ребенок так и норовит сунуть руку в тарелку с едой, чтобы потянуть ее в рот.
  3. Ребенок старается забрать у мамы ложку или держит ее за руку во время кормления.
Читать еще:  Соотношение лг к фсг в первой фазе цикла

Столовые приборы, чтобы приучить ребенка есть самостоятельно

Тарелка, из который ребенок будет есть, может быть любой. Тут дело больше в эргономике и «профилактике» лишней грязи. Поэтому желательно приобрести специальные тарелки — они пластиковые, поэтому не разобьются, если упадут, с высокими краями, некоторые даже крепятся к столу и «работают» по принципу непроливаек.

А вот над выбором главного инструмента — ложки — придется подумать. Железную, даже если она маленькая, на первых порах лучше не использовать. Она твердая, тяжелая и холодная. Ребенок может отказаться есть такой. Детские ложки из пластика, латекса или силикона — лучший вариант. У них специальный хват под маленькие пальчики, они мягкие, яркие и даже могут гнуться – все для удобства приучения к самостоятельному обеду. Есть даже ложки с датчиком температуры — подскажет, когда еда достаточно остынет.

В этом непростом деле, возможно, окажется полезной так называемая Pre-Spoon («предварительная» ложка). На такой есть отверстия и специальные углубления с бороздками, которые позволяют «дозировать» кашу, а значит грязи вокруг будет гораздо меньше, да и сам малыш не подавится слишком большой порцией. В целом, все, что требуется от ребенка, — это окунуть ложку в пюре и донести ее до рта. Отличный вариант для раннего приучения детей к самостоятельному приему пищи — можно использовать уже с полугода.

3 этапа приучения малыша к ложке

Условно весь путь приучения ребенка к ложке можно разделить на отдельные этапы:

6-8 месяцев

В питании ребенка появляется прикорм, значит он каждый день видит и тарелку, и ложку во время кормления. Но в большинстве случаев пока рано настаивать на том, чтобы малыш осваивал технику самостоятельного обращения со столовыми приборами. Координация движений совсем не развита.

Но специалисты советуют не сильно ограничивать ребенка в том, чтобы он хватал с тарелки еду прямо руками. И стол, и одежду, и его самого придется потом мыть.

Но малыш должен понять процесс — вот еда была на тарелке, а теперь у него во рту. Ему так будет легче освоить навык обращения с ложкой в дальнейшем. Это не означает, что с этого момента можно позволить ребенку «ковыряться» руками в каше. Но небольшие кусочки еды ему можно разрешить взять прямо с тарелки.

И пора познакомить ребенка с его собственной первой ложкой. Он, конечно, уже видел столовые приборы в руках родителей. Но пусть подержит в руках свою красивую ложку — ощупает, попробует на вкус. Можно позволить ребенку держать ее, пока мама кормит.

8-10 месяцев

Самое время ввести практику семейных ужинов. Пусть ребенок видит, как едят взрослые, — совсем скоро он и сам захочет взять ложку в руку. Метод копирования во всей красе. И даже без семейных ужинов можно устраивать малышу «мастер-классы» — маме стоит чаще показывать, как обращаться с ложкой. Ребенок, конечно, еще мало что понимает, но тренировки не пройдут даром.

Если малыш уже вовсю тянется к ложке, не стоит отказывать ему. Хорошей координации движений еще не будет, но это неплохое начало — всегда можно помочь ребенку донести ложку до рта.

После 10 месяцев

Метод копирования работает и сейчас. Поэтому как можно чаще напоминаем ребенку, как правильно есть самостоятельно, показывая это на собственном примере. Даже если раньше он не проявлял особого интереса к ложке, уже совсем скоро он обязательно потребует свой личный столовый прибор, чтобы учиться есть самому.

Твердой пищи и густых каш в рационе все больше. Самое время кормить ребенка из специальной посуды, это еще сильнее подтолкнет его к «экспериментам» с самостоятельной трапезой. Теперь можно постоянно кормить малыша так — одна ложка у мамы, другая у него. Ребенок непременно потянется ею к тарелке — пусть пробует, запрещать нежелательно.

А вот ситуации, когда к году ложка для ребенка — лишь яркая игрушка, допускать нельзя. К году малыш должен понимать, что этот предмет предназначен исключительно для еды.

Если понимаете, что малыш уже готов более подробно изучать процесс «тарелка — ложка — рот», можно частично переходить к самостоятельным приемам пищи. Координируем движения ребенка, держа его за руку. Скорее всего, всю тарелку малыш не осилит — поначалу ему придется тяжело. И сам процесс еще долго будет грязным. Нужно быть готовым к тому, что даже с 50-го раза у ребенка не получится есть чисто.

7 советов, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Главное правило в приучении ребенка к ложке — терпение со стороны взрослых. Родительские крики не помогут малышу скоординировать свои движения. Наоборот — у него будет только негатив по отношению к неподдающимся столовым приборам, а значит процесс пойдет сложнее. Поэтому сразу готовимся к частым уборкам и стиркам, без этого не обойдется.

Какие советы помогут быстрее приучить малыша к ложке?

Не мешайте ребенку быть самостоятельным

Да, маме гораздо проще накормить ребенка самой — никакой заляпанной одежды и лишнего времени на мытье кухни. Но таким образом можно отбить охоту у малыша учиться новому. Конечно, рано или поздно он все равно начнет есть самостоятельно, но этого придется ждать гораздо дольше.

Поэтом не препятствуем развитию ребенку и позволяем ему «возиться» с ложкой, если он сам этого хочет.

Выбирайте правильные продукты для первых «экспериментов» с ложкой

Далеко не все продукты годятся для приучения ребенка к ложке. Желательно выбирать пюреобразную пищу — ее проще зацепить ложкой и донести до рта. Фруктовые и овощные пюре, йогурты, каши. Чтобы ребенок не перепачкал все вокруг, не наполняйте тарелку до краев. Гораздо практичнее периодически докладывать еду, когда малыш справится с предыдущей порцией.

И как говорят специалисты, лучше начать приучать ребенка к ложке с его любимой едой. Возможно, малыш с большей охотой станет есть сам, если перед ним будет фруктовый творожок, а не полезное пюре из брокколи, на котором настаивает мама.

Подождите, пока ребенок проголодается

Когда малыш проголодается, он с гораздо большим усердием станет управляться с ложкой. Поэтому не стоит усаживать ребенка за стол и учить его обращаться с ложкой, когда он недавно поел. Скорее всего, процесс для него превратиться в игру «швырни кашу в стену», а не в полноценный обед.

Докармливайте

Ребенок на первых порах приучения к самостоятельной трапезе будет затрачивать максимум сил на этот процесс. Велика вероятность, что после 4-5 ложек он буквально обессилит и потеряет интерес к еде. Пока не стоит ждать от малыша рекордов — докармливайте, если он съел мало. Через пару месяцев практики делать это уже не потребуется.

Соблюдайте режим и создайте ритуалы

Режим и ритуалы, когда дело касается обучения ребенка чему-то новому, — основа всего. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время — это закрепление позитивных установок. Ребенок будет знать, что пора есть, а значит в его руках будет ложка. А привычные ритуалы — слюнявчик, приборы на столе, — помогут малышу настроиться на то, что впереди самостоятельная «борьба» с кашей.

Будьте последовательными

Если уже точно решено, что с этого момента начинаете активно учить малыша есть самостоятельно, не нарушайте собственных правил. Не должно быть так, что на завтрак вы кормите ребенка с ложечки, а в обед настаиваете на том, чтобы он обязательно ел кашу без вашей помощи. И желательно, чтобы мама, папа и многочисленные бабушки с дедушками действовали сообща. Иначе ребенок быстро «прочувствует» ситуацию — мама настаивает на ложке, а вот с бабушкой можно и покапризничать.

Естественно, без помощи взрослых на первых порах ребенок все равно не справится. Но это должна быть именно помощь в освоении процесса, а не кормление с ложечки. Так ребенок быстрее научится есть самостоятельно.

Помните, что любой результат достоин похвалы

Без похвалы в таком сложном для ребенка деле не обойтись. Одобрение мамы — мощная мотивация даже для самых маленьких. Да, ребенок ест неаккуратно, но это не значит, что его нельзя похвалить хотя бы за одну донесенную до рта ложку.

Ребенок после года: чем его накормить и как научить есть самостоятельно

Когда давать ребенку ложку и учить есть самостоятельно

Анн Бакюс доктор наук, детский психолог, одна из основоположниц современной французской системы воспитания

  • Как научить ребенка есть самостоятельно
  • Чем кормить ребенка после года: примерное меню

Многие 2-летние дети не умеют сидеть за столом, а все потому, что возраст, в котором они хотели этому научиться, миновал, а мы в свое время не предоставили им такой возможности. Точно так же меню ребенка после года не должно состоять лишь из пюре и молочной смеси, иначе навык пережевывания пищи не сформируется полностью, а ребенок не успеет привыкнуть к разнообразию продуктов.

Как научить ребенка есть самостоятельно

В возрасте после года дети настойчиво и громко требуют возможности делать самостоятельно то, что до этого мы делали за них. Прием пищи не исключение. До этого момента малыш безропотно позволял вам кормить его с ложечки, теперь он внезапно решил взять все в свои руки.

Читать еще:  Есть такое имя маруся

Пока он не умеет управляться с приборами, переворачивает тарелку, возит ей повсюду, окунает руки в тарелку с супом и размазывает содержимое по лицу. Настоящая катастрофа на кухне! Результат неудачных попыток зачастую столь плачевен, что у мамы появляется непреодолимое желание все вернуть в старое русло. Это было бы грубейшей ошибкой: как чему-то научиться без тренировки?

Единственный гарантированный способ избежать конфликтов на почве питания — позволить ребенку самому есть и решать, какой размер порции его устраивает. Отличная новость: чем больше ребенок тренируется, тем быстрее научится есть сам. Потерянное время сейчас будет многократно возмещено позже.

Итак, приняв меры предосторожности, дайте волю своему малышу, стараясь держать ситуацию под контролем. Весь следующий год у ребенка будет постоянно появляться желание поиграть с едой — точно так же, как с песком, грязью или пластилином. И ничего с этим не поделать. Так что сохраняйте спокойствие — к концу второго года он будет есть вполне прилично.

Однако вы не обязаны молча терпеть, если ребенок намеренно переворачивает тарелку или размазывает пищу по стене. У вас есть полное право сказать «хватит» и забрать тарелку.

Если немного еды оказалось на полу, а ребенок к концу обеда похож на поросенка, не страшно: хорошими манерами вы займетесь несколько позже. Ребенку должно быть в радость садиться за стол, и он должен учиться управляться со своей едой и столовыми приборами.

Чем кормить ребенка после года: примерное меню

Как правило, к году у ребенка прорезаются зубы, наделяя его способностью кусать и жевать. В этот же период ребенок, который раньше ел с превеликим удовольствием, начинает капризничать: один отказывается проглотить даже самый маленький кусочек, другой становится невыносимым, третий превращает семейный обед в хаос. Одно можно сказать наверняка: если вы будете пытаться его заставить вести себя нормально, то тем самым только усугубите ситуацию.

Точно так же, как необходимо перестать кормить ребенка старше полутора лет и дать ему в руки ложку, я рекомендую начать приучать его к пище из кусочков. Иначе он будет все настойчивее отвергать подобную еду и к двум годам напрочь откажется пользоваться зубами. С мясом лучше подождать, однако остальные продукты можно смело давать в виде кусочков или поначалу давить их вилкой.

Ниже вы найдете примеры блюд, которые можно приготовить для малыша возраста от года до двух. С двух лет он будет есть все и сможет питаться со всей семьей.

Предложенные ниже меню состоят из продуктов, которые подходят для ребенка этого возраста; однако это не значит, что они должны ему нравиться одинаково и что он будет охотно потреблять их в равных количествах. Все зависит от вкусовых предпочтений и аппетита вашего малыша.

Завтрак требует того, чтобы к нему подходили со всей серьезностью. Нередко у детей с утра плохой аппетит, особенно если их торопят, чтобы отвести в ясли. Вы можете понять, что нравится малышу, предлагая ему выбрать еду по вкусу. Вот несколько вариантов:

  • молоко, каша;
  • йогурт, творог, творожный сырок;
  • хлопья для завтрака с молоком, мюсли, овсянка;
  • фруктовый сок, овощной сок, свежие фрукты, например, банан, яблоко или киви;
  • бутерброд с медом, вареньем или плавленым сыром.

Обед обычно состоит из:

  • свежих овощей и фруктов;
  • мяса, рыбы или яиц с гарниром из разнообразных овощей;
  • сыра или йогурта с фруктами, компотом или чем-то сладким.

Полдник. Перекус во второй половине дня должен включать в себя:

  • хлопья для завтрака, пряник или бутерброд с медом, вареньем, плавленым сыром, тертым шоколадом и т. п.
  • молочные продукты — молоко или молочный десерт;
  • или фруктовый сок, если что-нибудь молочное было на обед.

Ужин. В идеале надо учитывать, что ребенок ел на обед. Необязательно включать в меню ужина мясо или рыбу, если ребенок успел поесть их в течение дня. Если ребенок поел овощи в обед, то основное блюдо на вечер может также состоять из риса или макарон.

Предложите ребенку яйцо — всмятку или вкрутую — или кусочек ветчины.

На десерт дети обожают рис на молоке или манный пудинг; фруктовое пюре также неплохо справятся с этой задачей.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Как научить ребенка есть самостоятельно (часть 1)

Как понять, что ребенок готов начать самостоятельно принимать пищу? Как ему помочь научиться этому?

«Сейчас меня покормят, сейчас я буду кушать!»

Размазанная еда по столу или с ног до ушей крохи, на стене или полу каша, шлепанье ладошкой в тарелке и многое другое. Вам всё это знакомо? Значит, вы уже пробовали научить свое чадо самостоятельно есть. Возможно, у вас это получилось с огромным успехом. Тогда я вас поздравляю!

Однако если у вас эта затея потерпела фиаско, то вы, наверняка, подумали: как быть дальше? Что ж, давайте вместе попробуем разобраться в этом.

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

Имеются разные рекомендации о том, с какого возраста следует начинать приучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки и так далее. Одни считают, что делать это необходимо, как можно раньше, другие — позже.

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма — лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора — вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее — долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесь не упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше — и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне — временные победы.

Общие правила и принципы обучения

Запомните, никаких абсолютных правил или догм, которым необходимо неукоснительно следовать, прививая навыки самостоятельности крохе, не существует. Поскольку каждый ребенок индивидуален.

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения:

  • Принимайте решение всей семьей о том, что ребенка пора приучать есть самостоятельно. Чтобы не получилось неразберихи. Например, мама со всем усердием пытается приучить кроху мастерски утолять свой голод самостоятельно ложкой, а бабушка продолжает кормить любимого внучка или внучку сама. Это может привести к тому, что ребенок обленится.
  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания.
  • Закрепляйте полученные навыки ежедневно, чтобы малыш не забывал те, которые он уже приобрел.
  • Если кроха заболел, у него плохое настроение или режутся зубки, лучше отложите занятия до его выздоровления, либо хорошего расположения духа.
  • Соблюдайте последовательность: переходите к приобретению следующего навыка самостоятельности после того, как малыш усвоит предыдущий.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи — проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой.
  • Старайтесь устраивать совместные трапезы с семьей. Ведь каждый ребенок — маленький повторюшка. Поэтому он будет стремиться подражать действиям взрослых.
  • Предлагайте малышу действовать ложкой самостоятельно, когда он действительно голоден.
Читать еще:  Полезно ли пить цикорий при беременности

  • Устройте игру из обучения самостоятельным навыкам еды. Например, поиграйте с крохой в «экскаватор». Тогда ложка — ковш, а ротик — экскаватор. Предложите малышу ковшом (ложкой) собрать кашу в тарелке и отправить в ротик (экскаватор). Либо устройте большую показательную «трапезу»: покормите вместе с малышом куклу или мишку, предварительно надев на них нагрудник. И неважно, если после такого «обеда» эти «едоки» оправятся прямиком под кран, чтобы «привести себя в порядок». Главное — сам наглядный процесс! Таких игр существует великое множество. Выбрать сюжет вам поможет воображение, либо за его основу берите любимое развлечение крохи.
  • Приучайте ребенка к самостоятельной еде, начиная с вкусных и любимых его блюд.
  • Не забывайте, что малыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Всегда хвалите ребенка, даже за небольшие достижения. Ведь он так старался! Малыш получит удовольствие как от еды, так и от сознания того, что порадовал вас. Поэтому в следующие разы постарается вновь услышать от вас слова одобрения.
  • Будьте готовы к «отходам», а также пожертвовать чистотой своей кухни, которая, вероятно, превратится в «поле боя» на весь период обучения.
  • Не высказывайте своего недовольства и не ругайте малыша, если у него не всё получается сразу: измазался с ног до головы, по дороге ко рту свалилась еда с ложки, пролилась вода из чашки и так далее. Ведь он только учится! А такая ваша реакция отобьет у крохи желание надолго что-либо делать самому.
  • Придерживайтесь принципа: «Аппетит приходит во время еды». Для этого красиво украшайте стол, используйте симпатичную детскую посуду и так далее.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.
  • Постарайтесь прививать хорошие манеры ребенку с раннего детства: перед едой мойте руки малышу, старайтесь объяснять, что посуда — не игрушки, а еда — не развлечение и так далее. Конечно, кроха это усвоит не сразу, но по мере взросления такая установка укрепится в его сознании.
  • Для малыша запаситесь специальной деткой посудой из небьющегося термостойкого пищевого пластика: тарелка, чашка, ложка, вилка. Поскольку ей предстоит много и много раз оказываться на полу.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды: детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать. Подробнее о том, как выбрать их правильно почитайте в нашей статье http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1714
  • Постарайтесь не призывать ребенка есть за «маму», «папу», «бабушку» или других членов семьи. Потому что это формирует неправильное пищевое поведение у малыша. И вполне возможно, что в будущем он будет переедать, а это приведет к избыточному весу или развитию у него ожирения.
  • Старайтесь не поступать по принципу: «Сегодня я тебя покормлю сама, потому что спешу, а завтра ты поешь самостоятельно». Так малыш может разлениться. Да и страшного ничего не произойдет, если вы пойдете гулять на 15 минут позже.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники, изготовленные из специального мягкого и гибкого пластика с загнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник.

А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным?

Возможно, вы пропустили благоприятный период — когда кроха рьяно хотел проявить самостоятельность во всем, либо в процессе обучения были допущены ошибки.

Поэтому:

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось — не старше полутора-двух лет.

* Не давите на малыша и не требуйте слишком изысканных манер — со временем они придут. Поступая так, вы можете сформировать отрицательное отношение малыша к самостоятельной еде и приобретению новых навыков.

* Попробуйте призвать на помощь сверстников вашего крохи, которые уже умеют самостоятельно кушать. Ведь в компании таких же непосед и «вечных двигателей» ваш ребенок в скором времени начнет виртуозно пользоваться ложкой или пить из чашки самостоятельно. Поэтому периодически устраивайте дома детские праздники либо чаще приглашайте домой на обед деток. Особенно эта рекомендация актуальна, если малыш не посещает детский садик или до него ещё далеко.

* Старайтесь больше дать самостоятельности крохе и не слишком опекать его. Тогда он в разы быстрее усвоит новые навыки, почувствовав свою значимость.

P. S. Как видите, работы предстоит немало. От вас потребуется колоссальное терпение, последовательность в действиях, выдержка и спокойствие. Однако ваши усилия обязательно увенчаются успехом: малыш сам будет виртуозно пользоваться столовыми приборами, утоляя свой голод.

В следующей статье мы рассмотрим, как научить ребенка самостоятельно пить из чашки, а также пользоваться ложкой, вилкой и ножом Как научить ребенка есть самостоятельно (часть 2) .

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

Отказ ребенка от твердой пищи

Отказ ребенка от твердой пищи: почему так происходит, чем это грозит и что с этим делать?

Итак, что же такое жевательный рефлекс, и к какому возрасту он развивается? Разберемся в этих вопросах подробнее.

Жевательный рефлекс является приобретенным и начинает развиваться с введением прикорма. Первый прикорм вводится в виде пюре в возрасте 4-6 месяцев. Пюре более густое, по сравнению с грудным молоком или смесью, поэтому, чтобы его проглотить, малыш должен работать челюстями, языком, губами.

В каком возрасте ребенок готов к введению более твердой пищи?

Kaждый peбeнoк индивидуaлeн, но есть определенные cpoки, в кoтopыe мaлыш дoлжeн oвлaдeть oпpeдeлeнными нaвыкaми. Примерно в возрасте 10-12 месяцев у ребенка появляются жевательные зубы, с помощью которых он и осуществляет акт жевания. Это значит, что ребенок готов к введению твердой пищи. К 2 годам он уже должен хорошо пережевывать пищу.

Пpизнaки тoгo, чтo peбeнoк гoтoв к твepдoй пище:

  • пpoявляeт интepec к взpocлoй eдe, кoтopaя нe измeльчeнa в пюре.
  • начинает нe cocaть пpeдлoжeнную eму пищу, a старается жeвaть.
  • peбeнoк зacoвывaeт в poт лoжку и этo нe вызывaeт у нeгo pвoтный peфлeкc.

Какие могут быть причины отказа от твердой пищи?

Причин довольно много:

  • Ранний переход с грудного вскармливания на искусственное.
  • Резкий переход на твердую пищу. Малыш просто не понимает, что с этим делать.
  • Позднее введение прикормов.
  • Ребенок боится. Это может быть связано с тем, что ранее он подавился и испугался.
  • Ребенок ленится или просто не хочет есть.
  • Во время приема пищи возникает приступ рвоты. Это может быть связано, например, с тем, что глубоко вводится ложка в полость рта или слишком большой объем пищи, большие кусочки.
  • Острые заболевания, сопровождающиеся подъемом температуры, воспалительными процессами в полости рта.
  • Органическая патология. Для ее исключения могут понадобиться консультации узких специалистов: невролога, гастроэнтеролога, отоларинголога, стоматолога.

Какие последствия возможны, если ребенок долго не умеет жевать?

  1. Развитие неправильного прикуса.
  2. Нарушение правильного произношения звуков.
  3. Проблемы с пищеварением.

Как же, все-таки, правильно приучать ребенка к твердой пище?

  • Грудное вскармливание минимум до 6 месяцев. Так как дети, получающие смесь из бутылочки, прикладывают меньше усилий для получения еды, а значит, и жевательные мышцы у них менее развиты.
  • Использование прорезывателей для зубов, ниблера.
  • Своевременное введение прикорма.
  • Уменьшать помол постепенно. Сначала измельчать блендером, затем вилкой, тереть на терке, пропустить через мясорубку, нарезать ножом на мелкие кусочки. Если используются баночные прикормы, то соответственно возрасту.
  • Приучать к новым продуктам постепенно, не вводить новые продукты во время болезни ребенка.
  • Кормление без телевизора.
  • Набраться терпения! Этo дocтaтoчнo дoлгий пpoцecc. Cнaчaлa у мaлышa мoжeт нe пoлучaтьcя xopoшo пepeжeвывaть eду. Нельзя кричать, ругать ребёнка, если он отказывается от еды и выплёвывает ее. Этo может привести к тoму, чтo peбeнoк oткaжeтcя oт упoтpeблeния твердой eды совсем. Просто предлагать ее каждый день.

Для детей более старшего возраста:

  • Не измельчать еду на блендере при первом требовании.
  • Кушать вместе с ребенком за столом.
  • Возможно, пересмотреть режим кормления (убрать перекусы).
  • Можно заинтересовать красивым оформлением блюда, совместным приготовлением еды.
  • Возможен прием пищи в игровой форме.
  • Исключение органической патологии.

Поэтому, дорогие родители, пpиучaть ребенка к твepдoй пище cлeдуeт c 10-мecячнoгo вoзpacтa. Делать это необходимо aккуpaтнo и oтвeтcтвeннo, терпеливо и интересно, постепенно и своевременно. А если необходима помощь – всегда готовы помочь, ждем на профилактические приемы!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector